Фэндом

История Вики

Латышский добровольческий легион СС

1621статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Пишу

Файл:Latvian Legion.jpg

Латышский добровольческий легион СС (нем. Lettische SS-Freiwilligen-Legion) — национальное добровольческое воинское формирование, созданное германским командованием в годы Великой Отечественной войны на территории Латвии. Входило в состав Ваффен-СС.

В феврале 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом, гитлеровское командование приняло решение о формировании латышского национального легиона СС. В него вошла часть латвийских добровольческих частей, созданных ранее и уже принимавших участие в боевых действиях. [1]

В первых числах марта 1943 года всему мужскому населению Латвии 1918 и 1919 года рождения было предписано явиться в уездные и волостные отделения полиции по месту жительства. Здесь, после освидетельствования врачебной комиссией, мобилизованным предоставлялось право выбора, куда он желает быть направлен— либо в латышский легион СС, либо в обслуживающий состав немецких войск, либо на оборонные работы.[1]

Служба в латышском легионе СС, таким образом, была добровольной. Легионеры пользовались лучшим продовольственным и материальным обеспечением.[1] В то же время служба в легионе предполагала участие в карательных акциях против населения и облавах на партизан.

Состав частей и командование легионом Править

В марте 1943 г. и марте 1944 г. в составе легиона немецким верховным командованием в Латвии были созданы соответственно 15-я (на базе 2-ой механизированной бригады СС) и 19-я (на базе 2-ой латышской добровольческой бригады СС) добровольческие дивизии СС. Командовал легионом немецкий генерал Хансен, генеральным инспектором был назначен генерал Р. Бангерскис, с одновременным присвоением ему чина генерал-майора и бригаденфюрера, а также его начальник штаба, произведенный в штандартенфюреры легиона (звание полковника СС - прим. редактора), полковник Силгайлис. [1]

24 марта 1943 года глава СС, рейхсфюрер Генрих Гиммлер издаёт приказ , уточняющий понятие «латышский легион» в качестве общего обозначения для всех латышей, в том числе и для тех, которые уже проходили службу в латышских воинских формированиях, включая полицейские батальоны. [2]

28 марта 1943 года в Риге каждый легионер давал присягу: «Именем бога, я торжественно обещаю в борьбе против большевиков неограниченное послушание Главнокомандующему вооруженными силами Германии Адольфу Гитлеру и за это обещание я, как храбрый воин, всегда готов отдать свою жизнь.»[1]

В июне 1944 года наименование «добровольческая» (Freiwilligen) дивизия было заменено на «Waffen». Соответственно, полное наименование, например, 15-й дивизии звучало теперь так( нем. ): 15 Waffen-Grenadier-Division der SS (lettische Nr. 1). Такое переименование было связано с тем, что всё более ясный исход войны не способствовал набору добровольцев и немецкие оккупационные власти прибегли в декабре 1943 г. к мобилизации мужского населения 19181922 годов рождения.

«Легион» построен по принципу немецкой армии, обмундирование частично бывш. Латвийской армии, частично войск СС. Вооружены «легионеры» немецким, чешским и румынским оружием». [1] Команды отдавались на латышском языкеШаблон:Источник?.

Боевые действия Править

Первый раз латвийские части СС (15-я и 19-я дивизии) участвовали в боевых действиях против наступающих советских войск 16 марта 1944 года в районе реки Великой, юго-восточнее города Остров (Псковская область). Эти дивизии вошли в состав 6-го корпуса СС, который в свою очередь был включен в состав 18-й армии (группа армий «Север»). В июне 1944 Советские войска вынудили группу Север к продолжению отступления в западном направлении. 13 октября 1944 года Рига была освобождена советскими войсками.

Немецкая группировка, в состав которой входила и 19-я латышская дивизия СС, попала в «Курляндский котел», и капитулировала в мае 1945 года, сдавшись частям 130-го латышского стрелкового корпуса Красной Армии. В Берлине в апреле 1945 года 15-я дивизия была разгромлена и её разрозненные подразделения сдались в плен советским и американским войскам.

С 1945 года эта дата отмечалась членами Латвийского легиона, бежавшими после войны на Запад, как «День легиона». В самой Латвии открыто этот день начал отмечаться в 1988 году.

Из 150 тысяч солдат и офицеров легиона свыше 40 тысяч погибли и почти 50 тысяч попали в советский плен. Остальные бежали в Западную Европу.

Военные преступления легиона Править

Преступления в Польше Править

31 января 1945 года в Первая дивизия пехоты им. Тадеуша Костюшко из состава Первой армии Войска Польского, начала тяжелые бои за деревню Подгае - пункт сильного сопротивления гитлеровцев. Отряд 4-ой роты лейтенанта Альфреда Софка в составе около 80 человек вступил в бой с превышающими силами нацистов из 15 латышской добровольческой дивизии войск СС (Waffen Grenadier Division der SS - Lettische №1) и был окружен. Поляки были вынуждены сдаться, после ожесточенного боя, продолжающегося весь день, когда закончились патроны и перевязочные средства. Латышские эсэсовцы тяжело раненых в плен не брали, убивая их на месте. Остальных пленных привели в Подгае и заперли в овине. Во время допросов поляков подвергли пыткам, и они решили бежать, но их побег не удался. Гитлеровцы поймали практически всех, за исключением старшего лейтенанта Збигнева Фургалы и младшего сержанта Бондзюрецкого, которые успели скрыться в лесу. Остальных пленных польских бойцов латышские эсесовцы связали колючей проволокой, облили бензином и сожгли заживо в закрытом овине. [3]

Геноцид русского и белорусского населения Править

Белоруссия, Витебская область.

За февраль и март 1944 года солдаты латышской дивизии СС уничтожили в Витебской области Белоруссии 138 деревень, убили 17 тысяч человек и угнали в Германию еще 13 тысяч. [3]

Солдаты легиона виновны во множестве военных преступлений, но многие из них избежали ответственности. Они целенаправленно уничтожали русских, белорусов и евреев. В жестокости по отношению к мирному населению они превзошли даже немецкие войска. В отчете офицера РОА приводится высказывание одного из легионеров «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских!» [4] .

«В начале мая мес. (1944 года) в районе деревни Кобыльники в одной из ложбин мы видели около трех тысяч тел расстрелянных крестьян, преимущественно женщин и детей. Уцелевшие жители рассказывали, что расстрелами занимались «люди, понимавшие по-русски, носившие черепа на фуражках и красно-бело-красные флажки на левом рукаве» - латышские СС.» [4]

16 марта 1944 года была проведена первая совместная операция двух дивизий латышского добровольческого легиона СС под Волховом. Но прославились прибалтийские эсэсовцы не героическими сражениями с советскими частями.

Геноцид еврейского населения Править

«Истребление прибалтийских евреев в Рижском гетто и концлагере Саласпилс - в этих событиях балтийские легионеры также принимали самое активное участие. Подобным образом латышские эсэсовцы проявили себя на территории Польши, Литвы, Псковской и Смоленской областей.»[4]

Послевоенный период Править

Около 30 тысяч латышских солдат стали военнопленными Западных союзников, сдавшись им в плен, после капитуляции Германии. Латвийским организациям удалось убедить Союзников, что латышские легионеры должны рассматриваться как граждане независимой Латвии, незаконно призванные на военную службу. Поэтому, вопреки протестам Советского Союза, они были освобождены и позже получили разрешение на эмиграцию в Великобританию, США и другие страны Запада. Многие из них служили рабочими и помощниками охранников в вооруженных силах США и Великобритании, дислоцированных в Германии. Уже на Нюрнбергском процессе недавние товарищи по-оружию охраняли нацистских преступников. Эсэсовцам, плененных Красной Армией повезло меньше - они были сосланы в трудовые лагеря, после своего освобождения и возвращения в Латвию продолжали подвергаться дискриминации, из-за своего нацистского прошлого в течение всего времени советской власти.

В современной Латвии активно обсуждается проблема легионеров - те требуют от властей признания их защитниками Латвии от "агрессии" Советского Союза, каждый год проводят шествие к Памятнику Свободы (за исключением 2011 года, когда шествие было запрещено) и всеми силами пытаются запретить празднование русскоязычной общиной 9 мая. Их официально поддерживает латвийское нац-обьединение "Visu Latvijai", скандально известное своими громкими высказываниями о русских в Латвии и о периоде так называемой "Советской окупации" 1940-1991 годов.

Сноски Править

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 [1] Доклад НКГБ СССР ЦК КП(б) ЛАТВИИ, 24 июля 1943 г. о формировании легиона. Источник: Vīlsne R., Kā PSRS Valsts drošības tautas komisariāts 1943.gadā vērtēja Latviešu leģionu. Latvijas Vēstures Institūta Žurnāls. 1998. Nr.3(28), 130.-135.lpp.
  2. Windrow M. The Waffen-SS (Revised Ed). Osprey Publ. Ltd. London, 1989 р.64.
  3. Юлиан Вежбовский. (Польша) Подгае - сухие исторические факты
  4. 4,0 4,1 [2] Доклад офицера по особым поручениям штаба власовской РОА поручика В. Балтинша, от 26 мая 1944 года
    Источник: «Вестник архива Президента Российской Федерации», N 2, 1998 г., стр. 74-75

См. также Править

Ссылки Править

Фильм «Нацизм по-прибалтийски» и критика фильма

Также на Фэндоме

Случайная вики