Фэндом

История Вики

Маккартизм

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Файл:Maccartijs.jpg

Маккарти́зм — явление в общественной жизни США, имевшее место между концом 1940-х и концом 1950-х годов, сопровождавшееся разжиганием антикоммунистической истерии и кампанией гонений на прогрессивную интеллигенцию.

Первые ростки маккартизма появились задолго до кампании сенатора Маккарти: уже в 1917-1920 США были охвачены первой «красной истерией», и иррациональный страх перед распространением коммунизма прочно укрепился в массовом сознании американской общественности. Большинство же консервативных американских политиков воспринимали всякие кейнсианские преобразования в экономике, предпринимавшиеся в контексте «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта, как социалистические и даже коммунистические и использовали тезис об «инфильтрации власти коммунистами и прочими подрывными элементами» с 1930-ых годов. Эскалация напряжённости между США и СССР после Второй мировой войны, с началом «холодной войны», требовала, помимо «внешнего врага», и наличие внутреннего.

Маккарти «работает» на избрание Эйзенхауэра. Первые выступления. Телевидение. Править

В феврале 1950 года после провала внешнеполитического курса демократа Трумэна малоизвестный сенатор-республиканец из штата Висконсин Джозеф Маккарти заявил, что он располагает списком из 205 коммунистов, работающих в государственном аппарате. Имя сенатора сразу же появилось на первых полосах крупнейших газет, на радио и только получившем славу телевидении.

К 1950 году была выработана система преследования инакомыслящих в СМИ. В июне 1950 года в промаккартистски настроенном еженедельнике «Каунтэррэттэк» был опубликован доклад о коммунистической «фильтрации» на радио и телевидении под названием «Красные каналы». В докладе было указано 151 имя деятелей искусств, которым были предъявлены требования либо уйти с работы, либо признаться в прокоммунистической деятельности.

Несмотря на опровержения своих слов, Маккарти тут же выступал с новыми заявлениями.

Маккарти как никто другой способствовал вовлечению телевидения в предвыборную пропаганду. В 1948 году на территории США количество работающих телестанций увеличилось больше чем в три раза — с 7 до 23. Доля избирателей, имеющих доступ к телеэкрану, составила 50 %. Маккарти поставил своей целью привести к власти республиканца Эйзенхауэра.

Маккарти умело использовал погоню журналистов за сенсанциями. Телевидение ограничивалось цитированием сенатора, но в сознании зрителя его слова возводились в ранг официальной точки зрения. Центральным моментом карьеры Маккарти стало его выступление на платном обеде Боба Вуда в фонд республиканской партии США. Он держал в руках статью Артура Шлезиндера из «Нью-Йорк Таймс» от 11 декабря 1949 года и зачитал её первые строки: «Я убежден, что коммунистической партии должна быть предоставлена политическая свобода и что коммунистам необходимо разрешить преподавание в университетах». На следующий день после прямого эфира по телевидению в газетах был напечатан полный текст речи Маккарти, который все ставил на свои места. Цитата заканчивалась так: «…до тех пор, когда они дисквалифицируют себя интеллектуальными искажениями в классной комнате». По словам одного из коллег Маккарти Остина Хэнкока, речь, которую он произнес на обеде, «принесла больше голосов избранию Эйзенхауэра, чем что-либо еще».

Эйзенхауэр был избран президентом США в 1952 и занимал этот пост с 1953 по 1961 года.

«Расследования» Маккарти, освещаемые ТВ, радио и прессой, по опросам «Гэллап», в начале 1954 года пользовались поддержкой у половины опрошенных американцев, 25 % относились к ним отрицательно, 21 % респондентов не имели своего мнения.

Телевидение против своего героя. Конец карьеры Маккарти. Править

Тем не менее в 1954 году Маккарти как телевизионному персонажу пришел конец. Президент, который так многим обязан Маккарти, публично осудил изыскания чиновника. Против него выступили председатель республиканской партии Леонард Холл, министр обороны Стивенс. Консерватор Холл заявил: «Когда он начинает атаковать лиц, которые, как и он, борются против коммунизма, я не могу идти с ним».

В марте 1954 года демократы Эдвард Марроу и Фред Френдли в эфире Си-Би-Эс провели передачу о беззакониях в области гражданских прав. Программа вызвала большой общественный резонанс. Зерна сомнения, брошенные Марроу, взросли в середине того же года, когда ТВ демонстрировало прения Маккарти с армией в сенате. По инициативе сенатора Ральфа Флэндерса, была учреждена Комиссия по расследованию обвинений против Маккарти, обвинившая чиновника в подтасовке фактов. Этот процесс не освещался ни на радио, ни по телевидению с целью стереть Маккарти из памяти зрителей.

Жертвы маккартизма Править

Следующие деятели культуры и науки были подвергнуты преследованиям или занесены в «чёрные списки» маккартистов

  • Джулиус и Этель Розенберг; коммунисты, советские разведчики
  • Леонард Бернстайн; композитор и дирижёр
  • Ли Грант; актриса
  • Говард Да Сильва; актёр
  • Жюль Дассен; режиссёр
  • Сэм Джаффе; актёр
  • Уильям Эдуард Беркхардт Дюбуа; темнокожий борец за гражданские права, писатель и историк
  • Аарон Копленд; композитор
  • Стэнли Крамер; кинорежиссёр
  • Бартли Крум; прокурор
  • Пауль Феликс Лазарсфельд; социолог либерального толка
  • Филипп Лееб; актёр
  • Джипси Роуз Ли; актриса
  • Альберт Мальц; писатель
  • Френсис Отто Маттисен; литературовед и публицист
  • Артур Миллер; драматург, эссеист
  • Зеро Мостель; актёр
  • Клиффорд Одетс; драматург
  • Роберт Оппенгеймер; физик, «отец атомной бомбы»
  • Дороти Паркер; писательница
  • Эдвард Робинсон; актёр
  • Поль Робсон; темнокожий певец, актёр, писатель, общественный и политический деятель
  • Вальдо Сальт; писатель
  • Пит Сигер; певец
  • Пол Суизи; экономист-марксист и основатель «Monthly Review»
  • Орсон Уэллс; кинорежиссёр, актёр и писатель
  • Говард Фаст; актёр
  • Джон Хабли; аниматор
  • Лиллиан Хелман; драматург
  • Ленгстон Хьюз; писатель и публицист
  • Фред Циннеман; кинорежиссёр австралийского происхождения
  • Чарли Чаплин; актёр и кинорежиссёр
  • Арти Шоу; исполнитель джаза
  • Альберт Эйнштейн; физик, творец теории относительности

Ссылки Править

da:McCarthyisme de:McCarthy-Äraeo:Makartismoeu:McCarthyismohe:מקארתיזםja:マッカーシズムnl:Mccarthyisme no:Mccarthyismept:Macartismo ro:McCarthism simple:McCarthyism sv:McCarthyism zh:麦卡锡主义

Также на Фэндоме

Случайная вики