Фэндом

История Вики

Махмуд II

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Османский султан Ottoman flag svg.png
{{{изображение}}}
{{{Имя}}}
Дата и место рождения {{{Рождение}}}
Дата и место смерти {{{Смерть}}}
Предшественник {{{Предшественник}}}
Преемник {{{Преемник}}}
Тугра {{{Тугра}}}

Махму́д II (осм. محمود ثانى - Mahmûd-ı sânî, тур. İkinci Mahmut) (20 июля 17851 июля 1839) — 30й османский султан в 18081839. В 20-30-х гг. провёл ряд прогрессивных реформ, в том числе уничтожение янычарского корпуса, ликвидацию военно-ленной системы и др.

Второй сын Абдул-Хамида I, возведён на престол мятежом, произведенным рущукским пашой Мустафой Барайктаром. Махмуд начал своё царствование бесчисленными казнями, в том числе казнью своего брата и предшественника, Мустафы IV. Политическая и военная слабость Османской империи, явно разлагавшейся, указывала на реформирование страны по европейскому образцу, как на единственное спасение, и Махмуд II задался целью продолжать политику Селима III. Самой важной из реформ Махмуда II была военная: он уничтожил (1826) янычар и устроил войско, пополняемое посредством более или менее правильных наборов; для его организации он приглашал европейских инструкторов, между прочим, Мольтке.

Махмуд II пытался распространить в Османской империи светское образование — привить книгопечатание, создать литературу и журналистику; во внутреннем управлении он стремился ввести правильную администрацию, уничтожить взяточничество, сделать подчинение пашей центральной власти действительным, а не фиктивным; гражданские и уголовные законы империи носили на себе следы энергичной реформаторской деятельности Махмуда II. Но деятельность эта осталась в общем почти безрезультатной и скорее ослабила государство, чем его усилила: она вызвала страшное недовольство духовенства, с которым Махмуду пришлось вступить в ожесточенную борьбу, а также чиновничества, и не нашла поддержки в народе, по-прежнему и даже хуже прежнего обремененном налогами. На каждом шагу Махмуд встречал глухое, а нередко и открытое, переходившее в мятеж противодействие; ему приходилось вступать в борьбу с предрассудками, с обычаями, с нравами, между прочим с национальным костюмом, и почти на каждом шагу терпеть поражение. Всего вреднее оказалась реформа военная, так как в момент крайней нужды в войске, для окончания борьбы с Грецией и для войны с Россией, у Османской империи не оказалось сколько-нибудь опытного войска, хотя бы и столь плохо дисциплинированного, как янычары.

Вообще царствование Махмуда II было крайне несчастно; оно наполнено междоусобными войнами, из которых важнейшими были борьба с янинским пашой Али в начале царствования, с Мухаммедом Али Египетским — в конце; две тяжелые войны с Россией (18061812 и 18281829); в это царствование империя потеряла Грецию, Сербию, Молдавию и Валахию, фактически — Египет.

Предшественник:
Мустафа IV
Османский султан
18081839
Преемник:
Абдул-Меджид I

Султаны Османской Империи

Предки Османской династии
Сулейман ШахЭртогрул

Османские султаны

bg:Махмуд II

bs:Mahmud II cs:Mahmut II. de:Mahmud II. el:Μαχμούτ Β΄hr:Mahmud II. hu:II. Mahmud id:Mahmud IIja:マフムト2世 nl:Mahmut II no:Mahmud IIsh:Mahmud II. sk:Mahmúd II.tr:II. Mahmut uk:Махмуд ІІ

Также на Фэндоме

Случайная вики