ФЭНДОМ

Мелисс Самосский (Μέλισσος ὁ Σάμιος) — древнегреческий философ около 485 - около 425 до н. э., принадлежал к элейской философской школе, учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует). Отождествив бытие Парменида со Вселенной, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной.

Свидетельства о жизни и учении Править

О жизни Мелисса нам известно из произведений Диогена Лаэртия и Плутарха, что родился он на острове Самос, был современником Зенона Элейского и Эмпедокла, расцвет его пришёлся на восемьдесят четвёртую олимпиаду (444—441 г.г. до н. э.). Мелисс занимался государственной деятельностью и пользовался уважением и почётом среди сограждан за свою доблесть. Был политическим противником Перикла и, будучи стратегом самосцев («навархом»), одержал победу в морском сражении над афинском флотом, которым командовал Софокл. Перикл собрал силы, разгромил Мелисса и взял Самос после многомесячной осады.

Мелисс был учеником Парменида, встречался и беседовал с Гераклитом. Мелисс написал сочинение «О природе, или О сущем», но от него сохранились только фрагменты в комментариях Симпликия к «Физике» Аристотеля и в псевдо-аристотелевском сочинении «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии».

Учение Править

Мелисс исходит в своих рассуждениях из постулата «из ничего не может возникнуть нечто», утверждая что сущее не возникало, а оно вечно сущее, что и уничтожению оно не может быть подвергнуто, ибо сущее не может превращаться в несущее. Если сущее не имеет ни начала, ни конца во времени, то оно бесконечно и в пространстве (ἄπειρον), а если оно бесконечно и целокупно (πᾶν), то следовательно ничего другого существовать не может.

Литература Править

  • Воробьев Д. В. О бесконечном Мелисса Самосского//Философские науки. М.,2003.№ 5.С.98-103.
  • Solmsen F. The «Eleatic One» in Melissus.Amst.,1969.

Шаблон:Досократики

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики