ФЭНДОМ

Османский султан Ottoman flag svg.png
{{{изображение}}}
{{{Имя}}}
Дата и место рождения {{{Рождение}}}
Дата и место смерти {{{Смерть}}}
Предшественник {{{Предшественник}}}
Преемник {{{Преемник}}}
Тугра {{{Тугра}}}

Мехме́д II Завоева́тель (Фати́х) (осм. محمد ثانى - Mehmed-i sânî, محمد الفاتح - Mehmed ül-Fâtih, тур. İkinci Mehmet, Fatih Sultan Mehmet) также известный как Мехмед эль-Фатих, Магомет Великий, Магомет Завоеватель (14301481) — (30 марта 14323 мая 1481) — османский султан в 14441446 и 14511481.

Биография султана Править

Мехмед II был сыном султана Мурада II, рождённый от наложницы. Ранние годы Мехмеда тихо и скромно прошли в Адрианополе. Он был третим сыном султана, и турецкий престол ему не предвиделся, наоборот, было очень много шансов, что очередной султан, один старших братьев Мехмеда, как только вступит на престол, прикажет убить его, чтобы подстраховаться от возможного претендента на престол.

Однко в 1437 г. и 1443 г. умерли оба старших братьев Мехмеда, и он стал единственным законным претендентом на престол (был, правда некий принц Орхан, троюродный брат Мурада II, но он бежал к византийцам в Константинополь). Хотя Мурад II поздно обратил внимание на обучение своего третьего сына, он все-таки велел дать ему соответствуещее положению наследника образование. Мехмед знал философию, основы других наук, бегло говорил на пяти языках. Отец дважды пытался отойти от дел и оставил страну своему сыну, однако высокомерие и вызывающее поведение Мехмеда изначало отталкивали от него двор и народ.

Файл:Siege constantinople bnf fr2691.jpg

В 1451 г. султан Мурад II скончался. 19-летний Мехмед занял отцовский престол и велел утопить своего малолетнего сводного брата. Начало его правление было ознаменовано войной с Константинополем, столицей и олицетворением Византийской империи. Взятие города 29 мая, 1453 г. была блестящая победа турецкой армии, которая обессмертила имя Мехмета среди мусульман. Опираясь на завоеванный авторитет, Мехмед начал гонения на старую турецкую знать, и приблизил к себе новообращенных мусульман европейского и славянского происхождения.

В 1454 г. против Мехмеда II, был обьявлен крестовой поход, который так и не состоялся.

Подчинив Фракию и Македонию, Мехмед направился в Сербию, но здесь знаменитый венгерский полководец Янош Хуньяди в 1454 вынудил его снять осаду Семендрии, а в 1456 разбил при Белграде. После смерти Хуньяди Сербия досталась Мехмеду (1459). Затем он низверг империю трапезундских Комнинов (1461), овладел Лесбосом (1462), Валахией (1462), большей частью Боснии (1463), Караманом (14661471).

В Албании долгое время оказывал сопротивление Георгий Кастриот, а после его смерти (1467) продолжалась война с венецианцами, покровителями Албании. В 1470 Мехмед отнял у венецианцев остров Негропонт.

В 1472 Мехмед нанёс в Каппадокии поражение персидскому шаху, в 1473 сделал своим вассалом крымского хана, после чего отнял у генуэзцев Каффу и Азов (1474).

Войны в Северной Персии против Узуна-Хасана отвлекли Мехмеда на некоторое время от Запада; тем не менее венецианцы были вынуждены уступить султану Морею, Скутари, Негропонт и Лемнос (1479).

В 1480 Мехмед напал на остров Родос, но был отражён рыцарями-иоаннитами. Отняв у неаполитанцев Ионические острова, Мехмед взял Отранто (1480); но турецкий гарнизон, не получая подкреплений из Турции, был вскоре оттуда вытеснен.

Смерть в 1481 помешала Мехмеду двинуться против Рима. Он умер в 1481 году, отравленный своим личным врачом, которго заставил это сделать сын султана Баязид II. Мехмед II отличался чудовищной жестокостью: своё вступление на престол он ознаменовал братоубийством, любил казни, вырезал целые гарнизоны и даже поселения; предавался грубейшему разврату. Но османские писатели (к которым присоединяется Гаммер в «Gesch. d. Îsm. Reiches», Пешт, 18271830) все это прощают Мехмеду II ввиду его несомненных военных и политических талантов, забот о внутреннем благоустройстве государства (постройка школ, мечетей, приютов и целых городов) и покровительства наукам и поэзии.

В поэзии он отдавал явное предпочтение персам, щедро одаряя их и предоставляя им доходные и почётные места. Турецкий поэт Ляали, чтобы проникнуть в общество султана-поэта (писавшего стихи под прозвищем Авни), выдал себя за перса, но с позором был изгнан, когда открылся его обман. Существуют письма, приписываемые Мехмеду II на турецком, сирийском и греческом языках (латинский перевод Ландини, Лион, 1520).

Похоронен в мавзолее на кладбище мечети Фатих.

См. также Править

Шаблон:ЭСБЕШаблон:MetaPicstubШаблон:Hist-stub

Предшественник:
Мурад II
Османский султан
14441446
Преемник:
Мурад II
Предшественник:
Мурад II
Османский султан
14511481
Преемник:
Баязид II

Султаны Османской Империи

Предки Османской династии
Сулейман ШахЭртогрул

Османские султаны

Шаблон:Link FA

ar:محمد الفاتح bg:Мехмед II cs:Mehmed II. de:Mehmed II. el:Μωάμεθ Β΄ ο Πορθητήςet:Mehmed II fi:Mehmed IIhe:מחמט השני hr:Mehmed II. hu:II. Mehmed id:Mehmed IIja:メフメト2世la:Maomethes II ms:Muhammad al-Fatih nl:Mehmet II no:Mehmet IIpt:Mehmed II sh:Mehmed II. simple:Mehmed II sk:Mehmed II. sl:Mehmed II. Osvajalecsv:Mehmet II tr:Fatih Sultan Mehmed uk:Мехмед II Фатіх ur:سلطان محمد فاتح

zh:穆罕默德二世 (奥斯曼帝国)