Фэндом

Османский султан Ottoman flag svg.png
МехмедVРешадпортрет.jpg
Мехмед V Решид
Дата и место рождения 1844 год, Стамбул, Османская империя
Дата и место смерти 1918 год, Стамбул, Османская империя
Предшественник Абдул-Хамид II
Преемник Мехмед VI
Тугра ТуграМехмедV.png
Мехмед V Решад (2 ноября 1844 г. — 3 июля 1918 г.) — султан Османской империи с 27 апреля 1909 года по 3 июля 1918 года. Вступил на престол после того, как султан Абдул-Хамид II был лишен власти младотурками и он стал фактически первым конституционным монархом в Османской империи.

Биография Править

Мехмед V Решад родился 2 ноября 1844 года в г. Стамбуле . Его отцом был султан Абдул-Меджид I, а матерью была его четвертая жена Гюльджемаль Кадын Эфенди. Он провел свое детство рядом с отцом-султаном и его образование было заботиться о нем.

Во время правления своего дяди, Абдул-Азиза, Мехмед Решад жил спокойно, но когда настало время править его брату Абдул-Хамиду, он был заключен во дворце. Поскольку он был наследником, он был всегда под контролем. Он провел это время в основном в гареме за чтением, больше всего он увлекался поэзией. 

МехмедVпортрет.jpg

В период правления Абдул-Хамида II он не был заинтересован управлением государства. Султаном Мехмед V Решад стал в 1909 году в возрасте 65 лет при поддержке центрального комитета партии «Единение и прогресс». С 1913 года реальная власть так называемому «триумвирату», в который входили такие османские государственные деятели, как Энвер-паша, Джемаль-паша и Талаат-паша.

С 1911 года Османская империя во главе Мехмеда V вступила в полосу войн, которые сопровождались территориальными потерями. В результате Триполитанской войны была потеряна территория современной Ливии и Додеканесские острова. В результате первой Балканской войны — почти все оставшиеся владения в Европе, но некоторые удалось вернуть, например Восточную Фракию.

В 1914 году Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, в связи с чем Мехмед V как халиф объявил газават странам Антанты. В январе 1916 султан получил жезл прусского генерал-фельдмаршала, а к 1918 году военное положение Османской империи было почти безнадежным.

Семья и дети Править

У Мехмеда V было 5 жен и трое сыновей, а единственная дочь умерла в младенчестве.

Жены султана Годы жизни Дата свадьбы Дети
Камрес Кадын Эфенди 1855-1921 1872 Шехзаде Мехмет Зияеддин (1873-1938)

Шехзаде Мехмед Неджметтин (1876-1919)

Дюррианд Кадын Эфенди 1860-1909 1876 –  
Михренгиз Кадын Эфенди 1869-1938 1887 Шехзаде Омер Хильми (1886-1935)
Назпервер Кадын Эфенди 1870-1929 1888 Рефия Султан (родилась и умерла в 1888)
Дильфириб Кадын Эфенди 1890-1952 1907 –  

Смерть Править

Мехмед V умер в Дворец Йылдыз 3 июля 1918 г. в возрасте 73 лет всего за четыре месяца до окончания Первой мировой войны, так же он не дожил до падения Османской империи. Он провел большую часть своей жизни в Долмабахче и во дворце Йылдыз в Стамбуле . Его могила находится в историческом районе городе - Эюпе, где были похоронены многие высшие лица Османской империи.

Предшественник:
Абдул-Хамид II
Османский султан
19091918
Преемник:
Мехмед VI

Султаны Османской Империи

Предки Османской династии
Сулейман ШахЭртогрул

Османские султаны

Также на Фэндоме

Случайная вики