ФЭНДОМ

Mocква́город федерального значения, столица России, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший по численности населения город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Метрополитен (с 1935 г.), Международные аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково, 9 ж/д вокзалов, 3 речных порта (имеются выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов).

Органы власти Править

Основная статья: Органы власти Москвы
Файл:StBasile SpasskayaTower Red Square Moscow.hires.jpg

Москва — самостоятельный субъект Российской Федерации. Исполнительную власть в Москве осуществляет Мэр Москвы, законодательную — Московская Городская Дума, состоящая из 35 депутатов.

География Править

Шаблон:Крупнейшие города мира

Основная статья: География Москвы

Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Площадь города на 2006 год составляет 1081 км², основная часть приходится на территорию внутри кольцевой автомагистрали (МКАД). Средняя высота над уровнем моря — 180 м.

Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Ходынка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки в пределах города протекают в коллекторах.

Москва является одной из самых зелёных мировых столиц — в пределах города сохранились такие лесные и парковые массивы, как Измайловский парк, Тимирязевский парк, Ботанический сад, Нескучный сад, Битцевский лесопарк. Также в пределах города находится часть Природного национального парка Лосиный остров.

Климат Править

Основная статья: Климат Москвы

Климат Москвы умеренно-континентальный: сильные морозы и палящий зной здесь довольно редки, но отклонения от нормы бывают часто. Самым холодным месяцем года является январь (его средняя температура составляет −10 градусов), а самым теплым июль (средняя температура +20 градусов). За год в Москве и прилегающей к ней территории выпадает от 582 до 620 мм атмосферных осадков. Нередким явлением на территории Москвы являются туманы. Свои особенности имеет воздушный режим Москвы: воздушные потоки как бы стекаются в центральную часть города, принося с собой атмосферные осадки или зной.

Население Править

Основная статья: Население Москвы

Население Москвы на 1 января 2006 года составило примерно 10,4 млн. человек.

История Москвы Править

Основная статья: История Москвы
Файл:Plan of Moscow 1917.jpg

Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича. С 1260 является центром княжества, с 1460 — центр Московской Руси. Столица России с середины XIV века по 1712 год и с 1918 года по настоящее время. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году под Москвой было остановлено наступление немецких войск. В 1965 году Москве было присвоено почетное звание «Город-герой». В 1980 году в Москве прошли ХХII летние Олимпийские игры. С 1993 года Москва — город федерального значения.

Экономика Править

Основная статья: Экономика Москвы

Крупный центр машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрная и цветная металлургия (производство алюминиевых сплавов), химическая, лёгкая, полиграфическая промышленность.

Транспорт Править

В Москве действует разветвленная сеть маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, которые перевозят более 12 миллионов пассажиров ежедневно, важнейшее значение для города имеет метрополитен, работают также такси и маршрутные такси. В городе действует монорельсовая дорога.

В районе Москвы находятся аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково и Быково. В период навигации на Москва-реке работают несколько маршрутов речного трамвая. От Северного речного вокзала ходят круизные теплоходы, а в Южном порту разгружаются грузовые суда. В качестве вспомогательного грузового работает Западный речной порт.

В столице действует девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Курский, Киевский, Павелецкий, Рижский, Савёловский и Ярославский вокзалы обслуживают Московскую железную дорогу, а Ленинградский вокзалОктябрьскую.

Преступность Править

в 2006-м в Москве было зарегистрировано 237384 преступления.

  • Кражи 101031
  • Грабежи 25366
  • Убийства 1191
  • Умышленные причинения тяжкого вреда здоровью 1689

Шаблон:Sectstub

Официальные символы города Москвы Править

Файл:MemorialToJuriDolgoruky.jpeg

В соответствии с Законом города Москвы от 11 июня 2003 г. № 39 О гербе города Москвы, герб города Москвы представляет собой четырёхугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Флаг города Москвы согласно Закону от 11 июня 2003 г. № 38 представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища.

Гимном города Москвы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна «Моя Москва».
Файл:Znamya Moskvy.jpg

24 ноября 2004 года у Москвы появился ещё один официальный символ — Знамя города Москвы (утв. Законом города Москвы № 78 от 24.10.2004 г. «О Знамени города Москвы»). В соответствии с Законом, Знамя состоит из полотнища, древка с навершием, скобой и подтоком. К Знамени прикрепляются ленты с вышитыми цветными изображениями государственных наград, которых был удостоен город Москва. Полотнище Знамени — прямоугольное, двустороннее, темно-красного цвета с лицевой и оборотной сторонами. Ширина полотнища составляет 130 см, длина полотнища — 170 см с запасом для крепления к древку. Полотнище обшито темно-красной и золотой бахромой.

В центре лицевой стороны полотнища помещено изображение развернутого от древка основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. На лицевой стороне полотнища в виде внутренней каймы помещены золотые ветви: прилежащая к древку дубовая и симметричная ей лавровая. В центре оборотной стороны полотнища помещен золотой круглый медальон с обращенным от древка профильным изображением основателя Москвы — Великого князя Юрия Долгорукого. Медальон обрамлен надписями: вверху — «ПРИДИ КО МНЕ, БРАТЕ, В МОСКОВ», внизу — «КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ». Надписи разделены двумя орнаментальными элементами. На оборотной стороне полотнища в виде внутренней каймы помещены восемь золотых картушей, соединенных стилизованным растительным орнаментом с вплетенными попарно изображениями двуглавого орла, единорога, льва и грифона. В четырёх угловых картушах помещены изображения архитектурно-мемориальных символов города Москвы: Московского Кремля, Собора Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя и здания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах.

В боковом прилежащем к древку картуше помещено изображение патриаршей митры, в противоположном боковом картуше — изображение императорской короны. В верхнем картуше помещена надпись «МОСКВА», в нижнем картуше — надпись «1147». Древко Знамени изготавливается из темного дерева с позолоченными желобками. Длина древка 250 см, диаметр 4 см. Подток Знамени изготавливается из позолоченного металла в виде усеченного конуса высотой 7 см.

К древку Знамени под полотнищем крепится скоба из позолоченного металла с выгравированной надписью: «Учреждено Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года N 78».

Навершие Знамени изготавливается из позолоченного металла в форме шара с помещенной на нем объёмной фигурой основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия.

Поданный через официальный сервер Правительства Москвы запрос Ответственному секретарю Геральдической комиссии города Москвы о смысловой нагрузке таких экзотических для наших широт символов как единорог, лев и грифон, вплетенных в единый орнамент с двуглавым орлом, был оставлен Геральдической комиссией без ответа.

Достопримечательности Править

В историческом центре города находятся Московский Кремль, Красная площадь и Собор Василия Блаженного.

К уникальным достопримечательностям города относятся Новодевичий монастырь, Большой театр, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, усадьба Коломенское, Шуховская башня и Останкинская телебашня.

Интересные факты Править

  • Москва — крупнейший по численности населения город в Европе
  • Москва — самый дорогой город мира (2006)
В 2006 году, согласно исследованию международной консалтинговой компании Mercer, Москва была признана самым дорогим городом мира (с учётом стоимости недвижимости). Подробнее: Worldwide Cost of Living Survey 2006 – city rankings (англ.) (Mercer HR Consulting, 26 июля, 2006) и «Москва стала дороже» («Взгляд», 26 июля, 2006))
  • Существует несколько наиболее достоверных версий происхождения названия города Москвы. По одной из них, слово «Москва» происходит из финно-угорской группы языков, и означает «мокрое, топкое место». По другой версии, это слово также происходит из финно-угорских языков, но означает «мошкара», как бы подчеркивая обилие мошки в старые времена в этих краях. Один из древних вариантов названия города «Москов» сохранился в иноязычных транскрипциях таких как «Moscow», «Moscu» и пр.

Известные люди Править

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Навигация

Московские пейзажи Править

Карты и схемы Править

Туристам Править

Москвоведение Править

Религия Править

Информация Править

Шаблон:Субъекты Российской Федерации Шаблон:Центральный федеральный округ Шаблон:Столицы Европы Шаблон:Золотое кольцо России Шаблон:Города-героиШаблон:Link FA Шаблон:Link FA

af:Moskou als:Moskau am:ሞስኮ an:Moscú ang:Moscow ar:موسكو arc:ܡܘܣܟܘ ast:Moscú az:Moskva be:Масква bg:Москва bn:মস্কো bo:མོ་སི་ཁོ bs:Moskva ca:Moscou ce:Москва co:Moscù cs:Moskva csb:Mòskwa cu:Москъва cv:Мускав cy:Moscfa da:Moskva de:Moskau diq:Moskowa el:Μόσχαeo:Moskvoet:Moskva eu:Mosku fa:مسکو fi:Moskovafrp:Moscou fy:Moskou ga:Moscó gl:Moscova - Москва got:𐌼𐍉𐍃𐌺𐍅𐌰 he:מוסקבה hi:मास्को hr:Moskva hsb:Moskwa hu:Moszkva hy:Մոսկվա ia:Moscova id:Moskwa io:Moskva is:Moskvaja:モスクワ jbo:moskuas ka:მოსკოვიku:Moskova kv:Мöскуа la:Moscua lb:Moskau li:Moskou lt:Maskva lv:Maskava mk:Москва mo:Москова mr:मॉस्को nds:Moskau nds-nl:Moskou (stad) nl:Moskou nn:Moskva no:Moskva nov:Moskva nrm:Moscou oc:Moscòu os:Мæскуыps:مسکو pt:Moscovo ro:Moscova ru-sib:Москва scn:Mosca (Russia) sh:Moskva simple:Moscow sk:Moskva sl:Moskva sq:Moskasv:Moskva ta:மாஸ்கோ tg:Маскав th:มอสโก tr:Moskova tt:Mäskäw udm:Муско ug:موسكۋا uk:Москва ur:ماسکو uz:Moskva vi:Moskva vo:Moskva wa:Moscou yi:מאסקעווע zh:莫斯科 zh-classical:莫斯科

zh-min-nan:Bo̍k-su-kho