Фэндом

История Вики

Население

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Населе́ние — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо её части (стране, части страны, группе стран и т. п.).

Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения достигала 3 млн человек, к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) — 50 млн, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн, к концу 1-го тыс. н. э. — 275 млн, в 1800 — 1 млрд, в 1900 — 1,6 млрд, в 1960 — 3 млрд, в 1993 — 5,5 млрд, в 2003 — 6,3 млрд, ныне население мира достигло 6,5 млрд человек (2006), прогноз на 2050 год — 9 миллиардов. Вплоть до 1970-х гг. численность населения мира росла по гиперболическому закону; в настоящее время наблюдается прогрессирующее замедление темпов роста населения Земли.

В 1993 население частей света составляло (млн. человек):

Крупнейшие по численности народонаселения страны (2007):

В нач. 2000-х гг. народонаселение мира ежегодно увеличивалось примерно на 90 млн. человек. Географическое распределение народонаселения неравномерно: на 7 % суши живет 70 % человечества. В мире насчитывается св. 2 тыс. народов (в России — более 100).

Народонаселение в демографии Править

Народонаселение в демографии — совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.

Система знаний о народонаселении обладает системой понятий, категорий законов. Она призвана познать законы развития народонаселения. Предметом наук, изучающих народонаселение, в том числе служит его развитие. Понятие воспроизводства населения по содержанию уже понятия развития народонаселения. Только в процессе комплексных исследований проблем народонаселения оказалось возможным охватить в единстве все их многообразные связи и зависимости, все их качества и свойства.

Население в 1900 году Править

Показатели, характеризующие население Править

Качество населения Править

Это интегральное свойство множества людей, объединенных в сообщества, определяющее уровень социальной эффективности их жизнедеятельности.

Категория «качество населения» — это ресурс и гарант стабильного развития, основа национальной, экономической безопасности государства. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, кроме того, носит конкретно исторический характер и определяется соответствующим способом производства. Практически все характеристики жизнедеятельности взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями и потому их совокупность — это сложная целеустремленная система, которая органично связывает качество населения и качество жизни. В результате качество населения через сферу потребностей обусловливает содержательную основу показателей качества жизни.

Качество населения — это категория, характеризующая определенность населения как субъекта социальной жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, то есть способность населения реагировать на сложившиеся природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.). Совершенствование качественных характеристик, прежде всего здоровья и образования, позволяет повысить экономичность воспроизводства населения, то есть сохранить численность населения и даже темп ее роста при сокращении абсолютных чисел смертей и рождений. Качество населения определить довольно сложно. Довольно удачно схватывает категорию «качество населения» социально-психологический подход. В этом смысле используется категория деятельных способностей и потребностей населения. Качество населения — совокупность деятельных способностей, которыми таковое обладает в силу опыта исторического развития территории. Качество населения выражается в совокупности социально-демографических показателей, но не сводится к ним.

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики