ФЭНДОМ

Нормандия-Неман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк, воевавший во время Второй Мировой Войны против немецко-фашистских войск на советско-германском фронте в 19431945 годах.

История Править

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских летчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. 4 декабря в Иваново эскадрилья была сформирована, по желанию личного состава военному соединению было присвоено наименования «Нормандия».

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-ой Воздушной Армии. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. 5 июля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк Нормандия.

Файл:Nprmandia-Neman pilots plan.jpg

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому фашистских войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боев по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, полку присвоено почетное звание «Неманский», таким образом, соединение стало назваться «Нормандия-Неман».

За время боевых действий на советско-германском фронте летчики полка совершили свыше 5000 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, сбили 273 и повредили более 80 немецких самолетов.

Награды Править

19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских летчиков проходивших службу в полку награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты М. Альбер, Р.де ля Пуап, Ж. Андрэ и посмертно М. Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

Файл:Normandie-Niemen pilots.jpg

За время войны потери личного состава полка составили 42 человека. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших летчиков, в 1964 на Введенском кладбище на могиле французского летчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному летчику полка Нормандия-Неман.

Французское правительство наградило полк орденами Почетного легиона, Боевым крестом с пальмой, Крестом освобождения и Военной медалью.

20 июня 1945 года французские летчики на 41 боевом самолете Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, отбыли на родину. В составе ВВС Франции и России по сей день существуют военно-авиационные подразделения носящие имя «Нормандия-Неман», базирующиеся в городах Кольмар, Франция и Смоленск, Россия.

Ссылки Править

Шаблон:MetaPicstubsv:Normandie-Niemen