Фэндом

История Вики

Олигархия

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Формы правления Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία, от др.-греч. ὀλίγον, «немного» и др.-греч. ἀρχή, «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

Олигархия в античной политике Править

Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель; первоначально употреблять термин «олигархия» в значении «власть богатых» начал Аристотель, противоставлял олигархию аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития и считал олигархию отклонением от аристократии Шаблон:Ref:

В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдет интересы зажиточных классов; демократия — интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.

Аристотель считал демократию меньшим злом, чем олигархия благодаря большей стабильности демократического государственного устройства (там же):

Как бы то ни было, демократический строй представляет большую безопасность и реже влечет за собою внутренние возмущения, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры олигархов друг с другом и, кроме того, нелады их с народом; в демократиях же встречается только один вид возмущений — именно возмущение против олигархии; сам против себя народ — и это следует подчеркнуть — бунтовать не станет.

Аристотель считал любую олигархию несовершенной, так, описывая государственное устройство Спарты с её «ротационной» олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал Шаблон:Ref:

Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых … легко можно подкупить.

Впрочем, и распостранённое в его время мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в Карфагене — Аристотель также отвергал из-за «покупки власти»Шаблон:Ref:

Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки; ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия. Но в таком отклонении от аристократического строя следует усматривать ошибку законодателя. … Хотя должно считаться и с тем, что богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей, именно царское достоинство и стратегия, могут покупаться за деньги. …
Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся; невероятно, чтобы человек бедный и порядочный пожелал извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.

Особой формой олигархии является плутократия.

Современные определения Править

В СССР политэкономическая литература обозначала "олигархию" как режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе наиболее богатых лиц [1][2].

В России со второй половины 90-х термин олигарх стал широко использоваться для обозначения очень узкого круга политически влиятельных предпринимателей. Ввиду широкого использования в СМИ, стал общеупотребительным и приобрёл просторечное значение "богатого лица" с неизменно негативной коннотацией.

Литература Править

  1. Шаблон:Note Аристотель Политика, Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. С. 465—475
  2. Шаблон:Note Аристотель Политика (II, Разбор государственного устройства лакедемонян 6, 14)
  3. Шаблон:Note Аристотель Политика (II, Разбор государственного устройства критян и карфагенян 8, 5-7)

Ссылки Править

Шаблон:Econ-stubca:Oligarquia cs:Oligarchie da:Oligarki de:Oligarchie el:Ολιγαρχίαeo:Oligarkioeu:Oligarkia fi:Oligarkiagl:Oligarquía he:אוליגרכיה hr:Oligarhija id:Oligarkija:寡頭制 ka:ოლიგარქიაla:Oligarchia lt:Oligarchija nl:Oligarchie nn:Oligarki no:Oligarkipt:Oligarquia ro:Oligarhie sh:Oligarhija simple:Oligarchy sk:Oligarchiasv:Oligarki tr:Oligarşi uk:Олігархія vi:Oligarchy zh:寡头政治

Также на Фэндоме

Случайная вики