ФЭНДОМ

Шаблон:Правитель

Шаблон:NPOV Павел I Петрович (1 октября 175423 марта 1801) — император России (17961801) из династии Романовых, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Ранние годы Править

Файл:Zar Pavel 1.gif

Павел родился в деревянном (выкрашенном под мрамор) Летнем дворце Елизаветы Петровны, выстроенном Бартоломео Растрелли на Фонтанке в 1741 году. Впоследствии этот дворец был снесён, а на его месте построен Михайловский замок, в котором был убит Павел.

Павел Петрович не получил сколько-нибудь серьёзного образования, коим руководил Никита Иванович Панин, который имел решающее влияние на формирование характера и взглядов будущего императора. С детства отличаясь слабым здоровьем и более чем небогатыми способностями, рос крайне нервным, впечатлительным и непомерно вспыльчивым, подозрительным к окружающим его людям. Матерью, имератрицей Екатериной II, был ненавидим как ребёнок от нелюбимого мужа — Петра III. Отстранённый ею от вмешательства в решение каких-либо государственных дел, он, в свою очередь, бесповоротно осуждал весь образ её жизни и не принимал той политики, которую она проводила. Павел считал, что эта политика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии. В 1780-е увлёкся масонством.

Павел был дважды женат. В 1773, не достигнув и 20 лет, женился на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине (в православии — Наталье Алексеевне), но через три года она умерла во время родов, и в том же 1776 Павел женился вторично, на принцессе вюртембергской Софии-Доротее (в православии — Марии Фёдоровне).

Всё время обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью, которую он подозревал в соучастии в убийстве своего отца — Петра III, привел к тому, что Екатерина II подарила сыну в 1783 Гатчинское имение (то есть «отселила» его от столицы). Здесь Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Но за неимением каких-либо иных забот сосредоточил все свои усилия на создании «гатчинской армии»: нескольких батальонов, отданных под его командование. Офицеры в полной форме, парики, теснейшие мундиры, безупречный строй, наказания палками или шпицрутенами за малейшие упущения и никаких штатских привычек — такова была павловская Гатчина.

В 1794 императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но не встретила сочувствия со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 открыла Павлу дорогу на трон.

Внутренняя политика Править

Своё царствование Павел начал с ломки всех порядков материнского правления. Во время своей коронации (произошедшей в день Пасхи) Павел объявил ряд указов. В частности, Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. Указом о «трёхдневной барщине» запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням и более трёх дней в неделю. Закон никогда не применялся на практике, но вызвал негодование помещичьей РоссииШаблон:Нет источника?. Не зная истинного состояния российских сословий, Павел счёл, что положение помещичьих крестьян-крепостных лучше, чем участь крестьян казённых, и роздал 600 тысяч душ казённых крестьян в частное владение, чем вызвал неприязнь с их стороныШаблон:Источник?.

Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость и произвол императорских капризов привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров конногвардейского полка в 1786 к 1801 остались только двое).

В правление Павла I возвысились гатчинские выходцыШаблон:Источник?, — Аракчеев, Кутайсов, Обольянинов. Шаблон:Романовы2/Династия

Недовольство во всех слоях общества нарастало. Не чувствуя и не понимая этого, Павел I запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, из-за границ был закрыт ввоз книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Дошло до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др.

Подозрительность и недоверчивость Павла достигли апогея, он не верил даже членам своей семьи и собирался передать престол племяннику Марии Фёдоровны, вюртембергскому принцу Евгению, устранив наследника — своего сына Александра.

Следует отметить, что в целом короткое царствование Павла I, его политика и личность некоторыми историками оцениваются совершенно иначе. Например, Натан Эйдельман считает Павла умным, последовательным и прогрессивным политиком, не понятым своим временем. Большинством современных историков эта точка зрения не разделяется.

Внешняя политика Править

Внешняя политика Павла отличалась бессистемностью и произволомШаблон:Источник?. В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством обеих Сицилий. По настоянию союзников главнокомандующим русскими войсками был назначен опальный А. В. Суворов. В его ведение также передавались и австрийские войска. Под руководством Суворова Северная Италия была освобождена от французского господства. В сентябре 1799 года русская армия совершила знаменитый переход Суворова через Альпы. А уже в октябре того же года Россия разорвала союз с Австрией, а русские войска были отозваны из Европы.

Незадолго перед смертью Павел послал в поход на Индию войско Донское — 22 507 человек без обоза, припасов и какого-либо стратегического плана. Поход был отменён сразу после гибели Павла.

Павел I установил тесное сотрудничество с Мальтийским орденом, приняв статус Великого Магистра и протектора ордена. Орденская система России и самого Мальтийского Ордена были частично интегрированы.

Заговор и смерть Править

Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1801 в Михайловском замке. В заговоре участвовали Аграмаков, Н. П. Панин, вице-канцлер, Л. Л. Беннингсен, командир Изюминского легкоконного полка П. А. Зубов (фаворит Екатерины), Пален, генерал-губернатор Петербурга, командиры гвардейских полков: СеменовскогоН. И. Депрерадович, КавалергардскогоФ. П. Уваров, Преображенского — П. А. Талызин.).

Изначально планировалось свержение Павла и воцарение английского регента. Возможно, В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, написал донос царю, возможно — генерал-прокурор П. Х. Обольянинов. В любом случае заговор был раскрыт, были вызваны Линденер и Аракчеев, но это лишь ускорило исполнение заговора и подписало Павлу смертный приговор. По одной версии убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой в висок. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

Вопрос о том, знал ли и давал ли санкцию на дворцовый переворот и убийство своего отца Александр Павлович, долгое время оставался невыясненным. По воспоминаниям князя А. Чарторыйского, мысль о заговоре возникла чуть ли не в первые дни правления Павла, но переворот стал возможным только после того, как стало известно о согласии Александра, который подписал соответствующий секретный манифест, в котором признавал необходимость переворота и обязывался не преследовать заговорщиков после восшествия на престол. Один из организаторов заговора граф Пален писал в мемуарах: «Великий князь Александр не соглашался ни на что, не потребовав от меня предварительно клятвенного обещания, что не станут покушаться на жизнь его отца; я дал ему слово: я не был настолько лишён смысла, чтобы внутренне взять на себя обязательство исполнить вещь невозможную, но надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадёжил его намерения, хотя был убеждён, что они не исполнятся».

Вероятнее всего, сам Александр, как и граф Пален, прекрасно понимал, что без убийства дворцовый переворот будет невозможен, так как добровольно Павел I от престола не отречётся, а оставить его в живых — пусть даже в тюрьме — значит вызвать бунт вышколенных Павлом войск. Таким образом, подписывая манифест, Александр подписал тем самым смертный приговор отцу.

Происхождение Павла I Править

Вопрос о происхождении Павла является одной из величайших тайн русской истории. Официально считалось, что отцом Павла является законный супруг Екатерины II Пётр III, однако в мемуарах Екатерины есть указания (впрочем, косвенные) на то, что отцом Павла являлся её любовник Сергей Салтыков [1]. В пользу этого предположения говорит общеизвестный факт крайней неприязни, которую Екатерина всегда испытывала к своему мужу, против — значительное портретное сходство Павла с Петром III, а также столь же устойчивая неприязнь Екатерины и к Павлу. Окончательно разрешить эту загадку могла бы экспертиза ДНК останков императора, которая до сих пор не проведена.

Существует также версия (получившая известность в XIX веке) о том, что Павел не был сыном Екатерины, а был взятым во дворец младенцем из «чухонских» (прибалтийско-финских) крестьян.

Семья Править

Дважды женат:

Наталья Алексеевна (с 1773 по 1776 )

Софья Доротея Вюртемберг-Штутгартская

Дети:

Александр I ( 1777-1825 ), российский император

Константин Павлович ( 1779-1831 )

Николай I ( 1796-1885 )

Михаил Павлович

Александра Павловна

Екатерина Павловна

Елена Павловна

Мария Павловна

Ольга Павловна ( умерла в детстве )

Анна Павловна

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:MetaPicstubШаблон:Russia-stub

Шаблон:Нет источников