Фэндом

История Вики

Панама

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Панама
República de Panamá
Шаблон:Флаг Панамы Герб Панамы
Флаг Панамы Герб Панамы
250px
Национальный девиз: «Pro Mundi Beneficio»
Гимн: «Himno Istemño»
Дата независимости 3 ноября 1903 (от Колумбии)
Официальный язык испанский
Столица Панама
Крупнейший город Панама
Форма правления Президентская республика
Президент Мартин Эрасто Торрихос Эспино
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
115-я в мире
75 517 км²
2,9
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
133-я в мире
3 232 000
43 чел./км²
Валюта бальбоа
Телефонный код +507

Республика Панама, страна в Центральной Америке на Панамском перешейке между Карибским морем и Тихим океаном, граничит с Коста-Рикой на западе и Колумбией на востоке; площадь 75 517 кв. км; столица Панама Сити; рельеф: прибережные равнины и горная внутренняя часть страны, на востоке и северо-западе тропические леса; глава государства и правительства Мартин Торрихос; политическая система - демократическая республика; экспорт: бананы, сахар, креветки, медь, продукты нефтепереработки; население 3 232 тыс. (2005) (метисы 70%, западные индейцы 14%, потомки европейцев 10%, индейцы 6%); языки: испанский (государственный), английский; краткая история: независимость от Испании получена в 1821; Панама была присоединена к Колумбии до 1903, когды была получена полная независимость. Взаимоотношения США и Панамы были связаны с Панамским каналом. Генерал Норьега, правивший страной с 1983, был обвинен США в 1988 в связях с наркомафией. В 1989 он провозгласил победу оппозиции на выборах недействительной, а себя лидером страны. Было объявлено состояние войны с США, вторжение США привело к отставке Норьеги и передаче власти Гильермо Эндара. Попытка военного переворота в 1991 провалилась. Норьега был осужден в США в 1992.

География Править

Файл:Countries-Panama-provinces-2005-10-18-en.png

Географические координаты-9 00 N, 80 00 W. Kлимат-морской тропический; высокая влажность, облачность;с мая по январь-сезон дождей,с января по май-сухой сезон. Рельеф, главным образом, крутой, неровный, горы и равнины. Самая высокая точка - Вулкан Де Чирики (Volcan de Chiriqui) (3,475 м). Натуральные ресурсы - медь, древесина, креветки, возможность строительства гидроэлектростанций, рыбные места, др.

На территории Панамы случаются сильные ураганы и лесные пожары. Реки загрязняются сельскохозяйственными отходами, которые наносят вред рыбным ресурсам. Бесконтрольная вырубка тропических лесов приводит к деградации земли, смыву плодородного слоя земли дождями, что также наносит ущерб панамскому каналу.

ИсторияПравить

Территория современной Панамы была заселена индейцами Куна. Первые контакты с европейцами произошли в 1501 году с испанцем Родригасом де Бастидасом. В 1502 году Христофор Колумб исследовал восточное побережье Панамы у свое четвертое плавание в «новый свет». В 1513 году Васко Нунес де Балбоа перешёл панамский перешеек и стал первым европейцем, который увидел Тихий океан. В 1510 он основал колонию и стал губернатором региона. Вскоре Портобело стало местом переправки золота Инков в Европу, притягивая английских пиратов в эти места. Были завезены африканские рабы. Панама Сити была построена в 1519.

Английский пират Генри Морган, который потом стал губернатором Ямайки грабил Портобело и, в 1671 году, Панама Сити.

С упадком испанской империи Панама потеряла свое значение.

В 1821 страна объявила независимость от Испании, и вошла в состав Великой Колумбии Симона Боливара.

Экономика страны была отсталой, но заинтересованность в перевозках через Панаму снова возросла в 1850-х, после обнаружения золота в Калифорнии. Была проложена железная дорога. Французской компанией в 1879 начинается строительство Панамского канала, который должен был связать Тихий и Атлантический океаны. Банкротство компании приостановило строительство канала в 1889.

При поддержке США Панама провозгласила независимость от Колумбии в 1903. Канал и земля около канала отдается под контроль США. В период с 1904 по 1914 канал был построен инженерными войсками армии США.

Демонстрации и бунты вспыхивали против контроля США над каналом в 1927, 1947, 1959 и 1964 годах. 7 сентября 1977 было достигнуто согдашение о полной передаче канала из юрисдикции США правительству Панамы в конце 1999 года.

В 1940 году президентом став Арпулфо Ариас, который был смещен с этой должности через год. Он захватил власть в свои руки в 1949 и был свергнут в 1951. Хозе Антонио Ремон, избранный президентом в 1952, был убит в 1955, после чего этот пост занял Эрнесто де ла Гуардия. В 1960 году Роберто Чиари занял президентский пост. В 1964 году этот пост занял Марко Роблес. Выбранный на второй срок в 1968 году, он был свергнут через 11 дней в результате военного переворота во главе с генералом Торрихос Геррером. Со временем популярность Торрихоса среди народа выросла, хотя страна залезла в большие долги. В этот период отмечается широкое строительство дорог, мостов, жилых домов, проводится аграрная реформа. Торрихос подписал договор с США о передаче Панамского канала из-под юрисдикции США до 31 декабря 1999 года. В июле 1981 года он разбился в авиакатастрофе и к власти, фактически, пришёл полковник Мануэль Норьега. Президентами во время военного управления были, поставлены президенты-марионетки.

В 1988 году суд США предъявил Норьеге обвинение в причастности к перевозке наркотиков. После еще одного обвинения в 1989 году Норьега отменил результаты майских выборов и объявил президентом Франциско Родригуеса.

15 декабря 1989 года законодательная власть Панамы объявила Норьегу президентом и объявила состояние войны со США. В тот же день в стране был убит один американский военнослужащий.

20 декабря 1989 года США окупировала Панама Сити. Норьега был свергнут, на его место поставлен Гуйллермо Эндара, который выиграл выборы в мае, результаты которых были отменены Норьегой. Президент Гуйллермо Эндара был подвергнут критике за неспособность остановить перевозки наркотиков, отмывание денег, ограничение свободы слова, и т.п.

В 1994 году президентом был избран бывший партнер Торрихоса, Эрнесто Перес Балладарес. Он начал экономические реформы, обязался бороться с взяточнеством и наркобизнесом.

Мирея Москосо Родригес была избрана президентом в 1999 году.

В 2004 году должность президента занял Мартин Торрихос Эспино, сын генерала Торрихоса.

Административное устройствоПравить

9 провинций (provincias, в единственном числе - provincia) и 1 область (comarca).

Государственное устройствоПравить

Тип государственного устройства - конституционная демократия. Глава правительства - президент Мартин Торрихос Эспино (с 1 сентября 2004), первый премьер-министр Самуэль Люис Наварро (с 1 сентября 2004), второй премьер-министр Рубен Aросемена Вaлдeс (с 1 сентября 2004). С 2009 года будет только один премьер-министр.

Кабинет министров назначается президентом, президент и премьер-министры выбираются общим голосованием каждые 5 лет. Последнее такое голосование проводилось 2 мая 2004, следующее назначено на май 2009.

Однопалатная Национальная Ассамблея (Asamblea Nacional) - на сегодняшний день 78 мест, члены выбираются каждые 5 лет общим голосованием, с 2009 количество мест сократится до 71.

Верховний Суд (Corte Suprema de Justicia) - 9 судей назначаются на 10-летний срок.

Юридическая система базируется на гражданском кодексе с пересмотром законодательных актов Верховным Судом.

Действует конституция от 11 октября 1972; реформы 1978, 1983, 1994 и 2004.

Языки страны Править

Испанский (oфициальный), английский (владеет 14% населения), многие панамцы владеют несколькими языками.

Сельское хозяйство и промышленность Править

Основные культуы - бананы, рис, кукуруза, кофе, сахарный тростник, овощи, креветки, скот и т.д.

Отрасли промышленности - строительство, пивоварение, цемент и другие стройматериалы, сахарный песок и др.

Экспорт: бананы, креветки, сахар, кофе, одежда (1999). Основные партнеры: США 50.5%, Швеция 6.6%, Испания 5.1%, Нидерланды 4.4%, Коста-Рика 4.2% (2004)

Импорт: средства производства, продукты питания, товары широкого потребления, химикаты. Партнеры: США 33.3%, Нидерландские Антильские острова 8.1%, Япония 6%, Коста-Рика 5.7%, Мексика 4.6%, Колумбия 4.2% (2004)

Этнические группы страныПравить

Метисы (Мestizo) 70%, западные индейцы и карибы 14%, европейцы 10%, индейцы 6%

Религии страныПравить

Католики 85%, Протестанты 15%

Литература Править

1. ЦРУ “the world factbook”(aнгл.)
2. Фед.исследовательская работа конгресса США(англ.)
3. encyclopedia.com(англ.)
4. Panama Radio Stations

Текущие события Править

2004

Август

  • 23 августа — Президент Панамы Мирейя Москосо заявила об отзыве панамского посла с Кубы в ответ на сделанное 22 августа МИД Кубы предупреждение о готовности разорвать дипломатические отношения с Панамой, если её власти амнистируют преступников, готовивших покушение на Фиделя Кастро. В марте 2003 Верховный суд Панамы приговорил к тюремному заключению шестерых заговорщиков, задержанных в Панаме в ноябре 2000, после того как Кастро с трибуны Ибероамериканского саммита заявил о готовящемся на него покушении. В то же время президент Панамы отметила, что отзыв панамского посла из Гаваны не означает разрыва дипломатических отношений между двумя странами.
  • 25 августа — Посол Кубы в Панаме Карлос Самора по требованию властей Панамы выехал на родину. Перед выездом он сделал заявление для прессы, в котором отмечается, что «Куба считает своим долгом добиться примерного наказания террористов», готовивших покушение на Фиделя Кастро.

Ссылки Править

Шаблон:Северная Америка