Фэндом

История Вики

Парижская мирная конференция

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Осенью 1918 года из войны один за другим выходили союзники Германии: Болгария, Османская Империя, Австро-Венгрия, и наконец 11 ноября 1918 в Компьенском лесу было подписано перемирие с Германией. На этом закончилась I Мировая Война.

Страны-победительницы стали готовить мирную конференцию, которая должна была решить следующие задачи:

  1. Юридически оформить окончание I Мировой Войны, для чего предполагалось разработать и подписать мирные договоры с Германией и её союзниками.
  2. В годы войны рухнули империи, в том числе: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. На развалинах империй возникли молодые, независимые государства. Среди них: Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Австрия, Венгрия, Чехословакия и королевство Сербо-Хорвато-Словенцев. Каждая из новых стран стремилась самоопределиться в максимальном территориальном объеме. А это могло привести к новым войнам. Поэтому задачей мирной конференции являлось твёрдое установление границ новых государств и недопущение войн между ними.
  3. В годы войны широкое хождение получила идея о том, что та война должна стать последней в истории человечества, поэтому предполагалось на конференции создать всеобъемлющую международную организацию, которая стала бы на защиту мира во всём мире. Первым такую идею предложил Сметс — премьер-министр Южно-Африканского Союза. Потом эту идею поддержали во многих государствах.
  4. В ходе войны и в результате Октябрьской Революции в России появилось первое в мире социалистическое государство — Советская Россия, и на конференции необходимо было выработать принципы и формы взаимоотношений с государством с противоположным общественным строем.

Таковы были общие цели всех участников конференции. Французский премьер-министр Жорж Клемансо предложил Париж в качестве места проведения мирной конференции. Он обосновывал это тем, что Франция больше других стран пострадала от войны, и выбор Парижа станет моральным удовлетворением для французов. Предложение Клемансо было принято. Поэтому мирная конференция получила название Парижской. В ней участвовало 27 государств и 5 доминионов Великобритании (Ньюфаундленд, Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия).

Но кроме общих целей многие государства-участники вынашивали цели частные. А именно: поживиться за счёт колоний рухнувших империй, добыть новые рынки сбыта, источники дешёвой рабочей силы, сырья и сферы приложения капитала.

Реализация частных целей зависела от силы экономической, военной и международного авторитета той или иной страны. В этой связи весьма прочными позициями на конференции располагали США. Они вступили в войну на последнем её этапе, лишь весной 1917 года. Долгое время США были вне войны и поставляли оружие, боеприпасы, продовольствие и т. д. воюющим государствам, и сильно нажились на этом. Расплачивались покупатели золотом, либо поставки осуществлялись в долг. Поэтому 40 % мировых запасов золота к концу войны оказалось в американских банках. До войны США были самым крупным должником, и особенно много должны были Великобритании и Франции. В годы войны США превращаются из должника в кредитора. Центр финансового могущества переходит из Европы в США. Теперь уже Великобритания и Франция оказались должниками США. Огромные средства заработанные на войне США направили в свою экономику, переоснастили её с учётом послевоенных достижений науки и техники и сильно укрепили свои позиции в мировой экономике. Они давали больше продукции, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония вместе взятые. К 1930 США уже давали больше продукции, чем все остальные страны мира вместе взятые. В годы войны США сильно укрепили свои вооружённые силы. Их военно-морской флот по своей мощи уже не уступал флоту Великобритании. И Великобритания вынуждена была потесниться на морях и океанах. Но экономическое и военное могущество США было неадекватным авторитету страны. На мировой арене доминировали Великобритания и Франция. Учитывая это, тогдашний президент США Вудро Вильсон поставил цель: достижение мировой гегемонии. Вильсон в начале 1918 года направил в конгресс США послание, состоящее из 14 пунктов. Оно вошло в историю как «14 пунктов Вудро Вильсона». Именно в этом документе сформулированы американские претензии на мировое господство. Так, среди пунктов были такие как: право на самоопределение (у США колоний не было, а чужих Вудро Вильсону было не жалко). И если бы данное предложение было бы реализовано, то ослабли бы позиции стран имеющих колонии. Вильсон предлагал внедрить в мировую практику такие принципы как: свобода морей, открытых дверей и равных возможностей. В этом русле шла инициатива президента о постепенном снижение таможенных барьеров на товары разных стран и создание свободного рынка товаров без пошлин. В этом случае США действительно без всяких войн закрепили бы своё положение в мире. Американские товары тогда были высокого качества, низкой себестоимости, а поэтому весьма конкурентноспособны. Они бы вытеснили с рынка товары конкурентов. США не хотели сильного ослабления Германии. Они видели в ней противовес в борьбе с конкурентами в Европе, такими как Великобритания и Франция. По отношению к Советской России Первоначально предполагалось, что она войдёт в семью цивилизованных государств. Итак цели США на конференции — достижение мирового господства.

Позиции Великобритании на конференции тоже были достаточно сильны. Это громаднейшая колониальная империя, занимавшая ¼ часть суши. Британцы гордились тем, что в их владениях никогда не заходит солнце. Ллойд-Джордж, премьер-министр Великобритании стремился поживиться колониями рухнувших империй. У Великобритании к тому же был могучий Военно-Морской Флот, до войны он доминировал на морях и океанах. Британские войска во время войны заняли выгодные стратегические позиции в разных регионах (Рейн, Балканы, Ближний Восток, Африка). В отношении Германии Великобритания также занимала позицию схожую с США. Великобритания не хотела сильного ослабления Германии, в противном случае, по её мнению, на континентальной Европе стала бы преобладать Франция. Особый подход у Великобритании был к Советской России. Ллойд-Джордж полагал, что с ней можно разрешить все проблемы за столом переговоров.

Сильные позиции на конференции занимала Франция — это тоже громадная колониальная империя. Она имела самую сильную в мире сухопутную армию. Жорж Клемансо тоже вынашивал планы поживиться за счёт колоний противника. Но крайне враждебную позицию он занимал по отношению к Германии и Советской России. Премьер-министр Клемансо стремился в максимальной степени ослабить Германию. Поэтому вынашивал планы установления новых границ с Германией по реке Рейн. В таком случае всё левобережье Рейна перешло бы к Франции. Клемансо обосновывал своё предложение тем, что Рейн будет естественным препятствием на пути возможной агрессии. Клемансо и французский маршал Фош предлагали создать 2-х миллионную армию и на поле боя разгромить большевиков.

Позиции других участников конференции были слабыми, поэтому на ней основные проблемы послевоенного устройства мира разрешала «Великая тройка» — Вильсон, Ллойд-Джордж и Клемансо. Конференция в Париже была открыта 18 января 1919. Накануне её, а потом и на самой конференции обсуждался вопрос: приглашать ли Советскую Россию на конференцию. В конце концов, решили не приглашать. Хотя никто не отрицал её вклад в общую победу, Россия не попала на конференцию по следующим причинам:

  1. Участники Антанты называли Россию «предательницей интересов союзников». Дело в том, что Россия 3 марта 1918 в Бресте подписала мирный договор с Германией и вышла из войны. Таким образом, она грубо нарушила свои обязательства по Антанте не подписывать сепаратный договор с противником. Германия, воспользовавшись ситуацией, перебросила большую часть своих войск с Восточного на Западный фронт, и летом 1918 она пыталась переломить ход войны в свою пользу. Спасти положение помогли американские войска.
  2. Большевистский режим в России считали временным явлением. Никто не собирался признавать Россию, а приглашение её на конференцию означало бы фактическое её признание.
  3. Было заявлено, что на конференции представлены государства-победители, а Россия — страна, побеждённая в войне. Таким образом, Россия на конференцию не попала.

Итоги конференции

Первая мировая война
Театры военных действий Основные события Специальные темы Участники Дополнительная информация

Предпосылки:
Причины
Убийство эрцгерцога Фердинанда
Июльский ультиматум

Театры военных действий:
Западный фронт
Восточный фронт
Кавказский фронт
Итальянский фронт
Сербский фронт
Атлантика
Африка
Тихий океан

Календарь событий:
Календарь событий Первой мировой войны

1914:
Штурм Льежа
Восточно-Прусская операция
Битва при Танненберге
Сербская кампания
Битва на Марне
Галицийская битва
Битва при Аррасе
Варшавско-Ивангородская операция
Лодзинская операция
Сарыкамышское сражение
Сражение при Коронеле
1915:
Августовская операция
Праснышская операция
Осада Перемышля
Горлицкий прорыв
Битлисское сражение
Итальянская кампания
1916:
Нарочская операция
Брусиловский прорыв
Битва при Сомме
Ютландское сражение
Битва при Вердене
Румынская кампания
Великая Арабская революция
1917:
Битва под Вими Рижем
Битва под Пашендейлем
Капитуляция Багдада
Операция «Альбион» (Моонзундское сражение)
Палестинская кампания
1918:
Битва на Марне
Битва при Витторио-Венето
Стодневное наступление
Meuse-Argonne Offensive
Капитуляция Германии
Капитуляция Османской империи

Военные соглашения
Война на море
Авиация
Артиллерия
Тайнопись
Личности
Технологии
Отравляющие газы
Железные дороги
Позиционная война
Крах Османской империи

Преступления против мирного населения:
Геноцид армян
Геноцид ассирийцев

Последствия:
Последствия
Статистика
Брестский мир
Парижская мирная конференция
Версальский договор
Сен-Жерменский договор
Нейиский договор
Трианонский договор
Севрский договор
Лозаннский договор
Лига Наций

Антанта
Flag of Russia (bordered).svg Российская Империя
Flag of France.svg Франция
Flag of the United Kingdom.svg Британская Империя
  " Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
  " Flag of Australia.svg Австралия
  " Flag of Canada-1868-Red.svg Канада
  " Файл:Imperial-India-Blue-Ensign.svg Индия
  " Flag of New Zealand.svg Новая Зеландия
  " 20px Ньюфаундленд
  " 20px Южно-Африканский Союз
Flag of Italy (1861-1946).svg Италия
20px Румыния
US flag 48 stars.svg США
20px Сербия
Flag of Portugal.svg Португалия
20px Китай
20px Японская Империя
20px Бельгия
20px Черногория
20px Греция
подробнее…

Тройственный союз
Flag of the German Empire.svg Германская Империя
Austria-Hungary-flag-1869-1918-naval-1786-1869-war.svg Австро-Венгерская Империя
20px Османская Империя
20px Болгария

Категория: Первая мировая война
Роль женщин
Искусство
Тотальная война
Испанский грипп
Ветераны

Одновременные конфликты:
Первая Балканская война
Вторая Балканская война
Бурское восстание
Пасхальное восстание
Октябрьская революция
Гражданская война в России
Интервенция союзников в Россию 1918-1919
Финская гражданская война
Советско-польская война 1919—1921
Англо-ирландская война 1919-1921
Греко-турецкая война 1919-1922

Дополнительная информация о Первой мировой войне:

Wikibooks-logo.svg Учебники в Викиучебнике
Wikiquote-logo.svg Цитаты в Викицитатнике
Wikisource-logo.svg Источники в Викитеке
Commons-logo.svg Изображения с Викисклада
WikiNews-Logo.svg Новости войны на Викиновостях

Также на Фэндоме

Случайная вики