Фэндом

История Вики

Парламент

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — один из высших органов государства. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президенту).

История парламента Править

Органы народного представительства существовали еще в древних государствах. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, вече и т. п. В средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Генеральные кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 18011845 (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент Править

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента Править

Члены парламента называются депутатами. Обычно в парламент входят 300-500 депутатов, но это показатель может заметно варьироваться (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента - Палата лордов, нижняя - Палата общин, в России - Совет Федерации и Государственная Дума, в США - Сенат и Палата представителей, в Германии - Бундесрат и Бундестаг. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР).

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т.д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, парламент подразделяется на фракции, формируемые по политическому принципу, т.е., как правило, из представителей партий.

Парламенты стран мира Править

Международные парламенты Править

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз - ассоциация парламентов мира

См. также Править

Шаблон:State-stub

Также на Фэндоме

Случайная вики