ФЭНДОМ

Файл:Balkan belligerants 1914.jpg

Пе́рвая Балка́нская война́ (9 октября 1912 — 30 мая 1913) — война Балканского союза (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) против Османской империи с целью освобождения от османского господства христианского населения Балкан и создания национальных государств (война привела к возникновению независимой Албании).

Причины и цели Править

В ходе войны Болгария и Сербия, возглавлявшие Балканский союз, стремились удовлетворить и собственные территориальные притязания:

  • Сербия и Болгария были намерены разделить между собой Македонию;
  • Болгария через присоединение Салоник и Западной Фракии рассчитывала получить выход к Эгейскому морю;
  • Сербия намеревалась совместно с Грецией разделить между собой Албанию и таким образом получить выход к Адриатическому морю.

Поводом для войны явились антитурецкое восстание в Албании и Македонии (август 1912) и отказ Турции предоставить автономию Македонии и Фракии и приостановить мобилизацию османской армии. Ускорила войну и предшествовавшая ей Итало-турецкая война 1911 - 1912.

Силы сторон Править

В Первой Балканской войне участвовали крупные силы:

  • со стороны союзников — всего свыше миллиона человек, полторы тысячи орудий, около 500 пулемётов, греческий флот (16 кораблей).
  • османские вооружённые силы — всего 430 тыс. человек, 1250 орудий, более 500 пулемётов.

Военные действия 9 октября 1912 года начала Черногория (выставила 35 тыс. чел.). Болгария (3 армии в составе 9 пехотных и 7 резервных дивизий — около 300 тыс.), Сербия (3 армии в составе 9 пехотных и 1 кавалерийской дивизии — свыше 280 тыс.) и Греция (2 армии в составе 8 пехотных дивизий — до 110 тыс.) вступили в войну 18 октября.

Османская империя к моменту открытия военных действий выставила около 300 тыс. военнослужащих (в том числе Восточная и Западная армии — 220 тыс. и гарнизоны крепостей 30—40 тыс.). Возможна была переброска подкреплений в составе 5 корпусов из Малой Азии, поэтому союзники ставили задачу разбить основные османские силы на Балканах до подхода подкреплений.

Союзные армии в моральном и боевом отношении превосходили османскую армию.

Ход боевых действий Править

  • 20 октября — три болгарские армии переходят границу и наносят главный удар с задачей разгрома турецкой Восточной армии во Фракии.
  • 22 октября — 3 ноября — разгромлены два турецких корпуса, Восточная армия обращается в паническое бегство.
  • 23— 24 октября — две сербские армии у Куманово в Македонии разбивают значительные турецкие силы.
  • 26 октября — 3-я сербская армия занимает Скопье.
  • 1-2 ноября — греческая Фессалийская армия под командованием наследника престола Константина одерживает победу при Енидже в Южной Македонии и разворачивает наступление на Салоники при поддержке болгар и сербов.
  • 8 ноября — греческая Эпирская армия, очистив от турок Эпир, осаждает Янину.
  • 9 ноября — греческие войска занимают Салоники.
  • 17 — 18 ноября — болгарские войска пытаются взять штурмом сильно укреплённые Чаталджинские позиции западнее Стамбула, но терпят неудачу.
  • 18 ноября — продвигаясь с боями на юг, сербские войска, поддержанные греками, занимают Битоль. Турецкая Западная армия фактически уничтожена.
  • Октябрь — ноябрь — греческий флот господствует в Эгейском море, блокировав выход из Дарданелл. Греческие десанты высажены на островах Хиос, Лесбос и др.
  • Октябрь — ноябрь — в Албании черногорцы и сербы выходят к Адриатическому морю и осаждают Шкодер.
  • 28 ноября — Албания провозглашает независимость.

Попытка перемирия Править

Ввиду ошеломляющих военных успехов балканских государств великие державы пытаются вмешаться в войну, преследуя собственные интересы:

  • Россия, не желая, чтобы вопрос о судьбе черноморских проливов решался без её участия, советует Болгарии остановить наступление и предлагает своё посредничество в мирных переговорах.
  • Австро-Венгрия, поддерживаемая Германией, не желая допустить выхода Сербии к Адриатическому морю, начинает военные приготовления на её границах.

В декабре 1912 года заключено перемирие между Османской империей, с одной стороны, и Болгарией и Сербией — с другой. 23 января 1913 года к власти в Османской империи в результате государственного переворота младотурок приходит новое правительство, которое отказывается принять условия мира, выработанные на Лондонской конференции послов.

Возобновление войны Править

3 февраля 1913 военные действия возобновляются. Турецкая армия, однако, терпит новые поражения, теряет Янину (6 марта 1913) и Адрианополь (Эдирне, 26 марта), и в апреле 1913 года союзники (за исключением Черногории, продолжавшей осаду Шкодера) подписывают перемирие с Турцией.

Мирный договор. Итоги Править

По Лондонскому мирному договору, подписанному 30 мая 1913, Турция потеряла все европейские владения, кроме Стамбула и небольшой части Восточной Фракии. Под давлением европейских держав Черногория вынуждена снять осаду Шкодера.

Европейские владения Турции в основном разделены между Грецией (часть Македонии и район Салоник), Сербией (часть Македонии и Косово) и Болгарией (Фракия с Эгейским побережьем и часть Македонии). При поддержке великих держав установлена независимость Албании в тех границах, которые они для неё определили. Сербия не достигает основной цели — не получает выхода к Адриатическому морю.

Уже в скором времени противоречия между победителями приводят ко Второй Балканской войне

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики