Фэндом

Война на море в первую мировую в основном заключалась в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров.

ПредысторияПравить

Военно-морская гонка вооружений между Британской империей и Германской империей была одной из важнейших причин первой мировой. Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи.

ТехнологииПравить

Основным типом боевого корабля в первую мировую был Линейный корабль построенный по образцу Дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины.

Театры военных действийПравить

Балтийское мореПравить

Файл:Poltava battleship.jpg

Балтийское море было ареной столкновения между русским и германским флотами. Так как на начало войны русский флот имел только 5 линкоров додредноутного типа против пятнадцати немецких дредноутов, основной боевой задачей флота являлось сопротивление к проникновению противника в Финский залив путем боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркаллауд – так называемая центральная минно-артиллерийская позиция.

Начало войныПравить

Война на балтике началась 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины.

Гибель SMS Magdeburg и захват кодовых книгПравить

Крупнейшая победа русского флота произошла в самом начале войны - 26 августа 1914 года на севшем на камни и уничтоженном немецком лёгком крейсере SMS Magdeburg были захвачены кодовые книги германского флота. Это позволило России и союзникам по Антанте путем перехвата немецких радиосообщений узнавать о всех действиях немецкого флота.

11 октября торпедой немецкой подводной лодки U-26 был потоплен крейсер "Паллада". В середине октября на балтику прорвались две британских подводных лодки. 17 ноября подоравлся на минах и затонул немецкий крейсер "Friedrich Carl". В конце 1914 года были достроены четыре новых линкора "Полтава", "Гангут", "Петропавловск" и "Севастополь", что изменило соотношение сил в Балтийском море.

25 января 1915 подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры "Augsburg" и "Gazelle". 2 июля в бою с русскими крейсерами был потоплен немецкий минный заградитель "Albatross".

Бой за Рижский залив в 1915Править

8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли линкор "Слава", канонерские лодки "Грозящий", "Храбрый", "Сивуч", минный заградитель "Амур", 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки "Грозящий" и "Храбрый" и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут линкор "Слава" прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линейными кораблями – "Эльзас" и "Брауншвейг". Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. "Слава" была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами "Нассау" и "Позен". В ночь на 17 августа германские эсминцы "V-99" and "V-100" проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем "Новик" V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа "Слава" снова вступила в бой с линкорами "Нассау" и "Позен", получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец "S-31", а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер "Мольтке". После этого германские силы ушли из Рижского залива.

Бой за Рижский залив 1917Править

Основная статья: Операция «Альбион»

12-20 октября 1917 года произошло между немецким и русским флотом сражение за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моон и Даго и захватил их и протралив минные заграждения в Ирбенском проливе прорвался в Рижский залив.

РеволюцияПравить

После Октябрьской революции русский флот полностью потерял боеспособность. По Брест-Литовскому мирому договору русская армия и флот оставляли все береговые укрепления в получавших независимость Финляндии и Эстонии.

Чёрное мореПравить

В начале войны ни у Российской империи, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута строившихся для турецкого флота в Англии были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS Erin и HMS Agincourt. Лучшими кораблями турецкого флота были крейсера SMS Goeben и SMS Breslau из германской средиземноморской эскадры. Они были проданы Германией Османской империи и со смешанной немецко-турецкой командой под командованием немецкого адмирала Сушона участвовали в набеговых операциях на русское побережье. Война на Чёрном море началась в октябре 1914 с бомбардировки германско-турецкими силами прибрежных русских городов. В 1916 году черноморский флот получил новый линкор - "Императрица Мария (линкор)", а впоследствии еще линкоры "Императрица Екатерина Великая" что изменило соотношение сил. В конце 1916 года русский флот заминировал выход из Босфора, что обеспечило ему полное господство в Чёрном море.

Северное мореПравить

Северное море было основным театром войны для надводных кораблей. Здесь друг другу противостояли британский Гранд-Флит и германский Флот открытого моря. Значительно больший по численности британский флот поддерживал блокаду Германии, отрезав её от заморских ресурсов. Немецкий флот в основном оставался в гавани, ожидая, не возникнет ли выгодная ситуация для боя.

Было несколько крупных сражений Сражение при Гельголанде, Сражение при Доггер-Банке, Ютландское сражение, и Второе сражение при Гельголанде. В целом, британский флот хотя и не всегда добивался тактических успехов смог поддерживать блокаду и удерживать немецкий флот в гавани, хотя до конца войны германский флот оставался серьёзной угрозой, приковывавшей к себе большинство британских сил.

Атлантический океанПравить

В то время как Германия испытывала значительные трудности из-за британской морской блокады, британская метрополия сильно зависела от импорта продовольствия и сырья. Немцы обнаружили, что их подводные лодки, хотя и малоэффективны против надводных боевых кораблей, хорошо справляются с торговыми кораблями и могут легко патрулировать Атлантику даже при господстве британских сил на поверхности моря. В 1915 немцы попытались установить блокаду Британии с помощью подводных лодок. Им удалось нанести значительный ущерб британскому судоходству, но не удалось прекратить его.

Тихий океанПравить

Небольшая часть германских морских сил, расположенная в Тихом океане с началом войны участвовала в рейдерских операциях. Германский крейсер SMS Enden в бою при Пенанге потопил русский крейсер Жемчуг и французский миноносец Mosquet и потопил около тридцати торговых судов в рейдовых операциях, прежде чем был потоплен в бою у острова Кокос.

Германская восточно-азиатская эскадра адмирала Максимилиана фон Шпее в Сражении при Коронеле разгромила крейсерскую эскадру контр-адмирала К. Крэдока, потопив броненосные крейсера «HMS Good Hope» и «HMS Monmout». В декабре 1914 года эта эскадра была уничтожена в сражении при Фолклендских островах.

СсылкиПравить

Первая мировая война
Театры военных действий Основные события Специальные темы Участники Дополнительная информация

Предпосылки:
Причины
Убийство эрцгерцога Фердинанда
Июльский ультиматум

Театры военных действий:
Западный фронт
Восточный фронт
Кавказский фронт
Итальянский фронт
Сербский фронт
Атлантика
Африка
Тихий океан

Календарь событий:
Календарь событий Первой мировой войны

1914:
Штурм Льежа
Восточно-Прусская операция
Битва при Танненберге
Сербская кампания
Битва на Марне
Галицийская битва
Битва при Аррасе
Варшавско-Ивангородская операция
Лодзинская операция
Сарыкамышское сражение
Сражение при Коронеле
1915:
Августовская операция
Праснышская операция
Осада Перемышля
Горлицкий прорыв
Битлисское сражение
Итальянская кампания
1916:
Нарочская операция
Брусиловский прорыв
Битва при Сомме
Ютландское сражение
Битва при Вердене
Румынская кампания
Великая Арабская революция
1917:
Битва под Вими Рижем
Битва под Пашендейлем
Капитуляция Багдада
Операция «Альбион» (Моонзундское сражение)
Палестинская кампания
1918:
Битва на Марне
Битва при Витторио-Венето
Стодневное наступление
Meuse-Argonne Offensive
Капитуляция Германии
Капитуляция Османской империи

Военные соглашения
Война на море
Авиация
Артиллерия
Тайнопись
Личности
Технологии
Отравляющие газы
Железные дороги
Позиционная война
Крах Османской империи

Преступления против мирного населения:
Геноцид армян
Геноцид ассирийцев

Последствия:
Последствия
Статистика
Брестский мир
Парижская мирная конференция
Версальский договор
Сен-Жерменский договор
Нейиский договор
Трианонский договор
Севрский договор
Лозаннский договор
Лига Наций

Антанта
Flag of Russia (bordered).svg Российская Империя
Flag of France.svg Франция
Flag of the United Kingdom.svg Британская Империя
  " Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
  " Flag of Australia.svg Австралия
  " Flag of Canada-1868-Red.svg Канада
  " Файл:Imperial-India-Blue-Ensign.svg Индия
  " Flag of New Zealand.svg Новая Зеландия
  " 20px Ньюфаундленд
  " 20px Южно-Африканский Союз
Flag of Italy (1861-1946).svg Италия
20px Румыния
US flag 48 stars.svg США
20px Сербия
Flag of Portugal.svg Португалия
20px Китай
20px Японская Империя
20px Бельгия
20px Черногория
20px Греция
подробнее…

Тройственный союз
Flag of the German Empire.svg Германская Империя
Austria-Hungary-flag-1869-1918-naval-1786-1869-war.svg Австро-Венгерская Империя
20px Османская Империя
20px Болгария

Категория: Первая мировая война
Роль женщин
Искусство
Тотальная война
Испанский грипп
Ветераны

Одновременные конфликты:
Первая Балканская война
Вторая Балканская война
Бурское восстание
Пасхальное восстание
Октябрьская революция
Гражданская война в России
Интервенция союзников в Россию 1918-1919
Финская гражданская война
Советско-польская война 1919—1921
Англо-ирландская война 1919-1921
Греко-турецкая война 1919-1922

Дополнительная информация о Первой мировой войне:

Wikibooks-logo.svg Учебники в Викиучебнике
Wikiquote-logo.svg Цитаты в Викицитатнике
Wikisource-logo.svg Источники в Викитеке
Commons-logo.svg Изображения с Викисклада
WikiNews-Logo.svg Новости войны на Викиновостях

Также на Фэндоме

Случайная вики