ФЭНДОМ

Шаблон:НТЗ

Файл:Perestroika.jpg

Перестро́йка  — теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике. Основы концепции перестройки заложил в 1985 апрельский Пленум ЦК КПСС. Её теория, политика, программа действий были развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПСС.

Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом — гласности, преодолению обществом различного рода идеологических стереотипов и догм, отказу от политической монополии КПСС, становлению многопартийности (политический плюрализм), окончанию «холодной войны» и др.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что привело в конечном итоге к распаду СССР в 1991.

Идеология Править

Какой-либо чёткой идеологической основы у перестройки не было. Официальный марксизм-ленинизм давно выродился в схоластику и не мог дать каких-либо практических рекомендаций. Отчасти перестройка опиралась на «теорию конвергенции»: согласно этой теории, капитализм и социализм сближаются — в капиталистических странах усиливается роль государственного регулирования, а в социалистических усиливается роль рынка. В какой-то степени учитывался и опыт НЭПа 1920-х годов.

В то же время руководство КПСС не собиралось делиться с кем-либо властью; не подвергалась сомнению и государственная собственность на все основные средства производства.

Экономика Править

К середине 1980-х годов советская экономика пришла со множеством проблем. Темпы роста стали очень низкими; если раньше СССР догонял Запад, то теперь отставание только нарастало, особенно это было заметно в наукоёмких отраслях. Правительство пыталось повысить темпы роста (так называемое «ускорение») с помощью разных реформ (хозрасчёт, самофинансирование, бригадный подряд, аренда, кооперативы, индивидуальная трудовая деятельность), но безрезультатно.

Для борьбы с низким качеством продукции советских предприятий в мае 1986 г. была введена «госприёмка» (ранее существовавшая только на военных предприятиях). Большого эффекта от неё не было.

Другой проблемой была несбалансированность спроса и предложения. После большого повышения зарплат рабочим в 1970-х годах спрос на потребительские товары хронически опережал предложение; у людей накапливалось много свободных денег. Во время перестройки правительство стало брать кредиты на Западе, чтобы купить на них потребительские товары и удовлетворить спрос на то время, пока не заработают реформы в советской экономике. В то же время правительство не желало повышать цены, так как это противоречило идеологии (цены были повышены только в апреле 1991 года).

В январе 1991 года был проведён обмен 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца с целью сокращения денежной массы (обмен проводился в течение всего 3 дней и с серьёзными ограничениями). Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах. Польза от этого обмена была сомнительной, зато было подорвано доверие к советским деньгам.

Антиалкогольная кампания 1985 года также создала проблемы, поскольку ранее часть денег у населения изымалась за счёт очень высоких цен на спиртные напитки (доход от них составлял ⅓ доперестроечного госбюджета).

В 1989—1991 годах происходило нарастание дефицита, из магазинов исчезали даже мыло, сахар и табачные изделия. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Многим тогда казалось, что главное — не допустить вывоза продукции за пределы края или республики; это стало одним из факторов всеобщей «суверенизации».

Критика Править

Некоторые современные исследователи утверждают, что перестройка в основном являлась захватом собственности советской чиновничьей элитой, или номенклатурой, которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранению [1]. Дело в том, что советская элита фактически имела мизер по сравнению с тем, что имеет элита нищих банановых республик, и по сравнению с тем, чем владеет элита развитых государств. Поэтому уже в хрущевские времена часть парт. элиты взяла курс на изменение советского строя. Их поддержала теневая власть. Их цель — превратиться из управленцев во владельцев государственной собственности. Говорить о крахе реформ — значит вводить людей в заблуждение. Никакой свободной рыночной экономики никто и не планировал создать[2]. Другие исследователи считают, что это была не чиновничья элита, а мафиозная часть отечественной секретной службы[3] и национальные элиты[4] при поддержке интеллигенции [5] (некоторые исследователи здесь усматривают сходство с Великой французской революцией [6]).

Самими идеологами перестройки, уже находящимися на пенсии, неоднократно заявлялось, что какой-либо чёткой идеологической основы у перестройки не было. Однако некоторые мероприятия, начавшие реализовываться по меньшей мере с 1987 года, ставят под сомнения эту точку зрения. В то время как на начальном этапе официальным лозунгом оставалось расхожее выражение «больше социализма», началось подспудное изменение законодательной базы в экономике, грозившее подорвать функционирование прежней плановой системы: фактическая отмена госмонополии на внешнеэкономическую деятельность (например, постановление СМ СССР от 22 декабря № 1526 «об утверждении положения о хозрасчётных внешнеторговых организациях…»), пересмотр подхода ко взаимоотношению государственных органов и производственных предприятий (Закон союза СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г.). Одной из поворотных точек в экономической программе «перестройки» можно также считать Закон СССР «О кооперации» от 26 мая 1988 г., где прямо указывалось, что «выручка в иностранной валюте, полученная кооперативами … изъятию не подлежит и может накапливаться для использования в последующие годы». Это означало фундаментальный разрыв с прежней советской практикой (в том же году появляется и понятие «радикальная экономическая реформа»), и противоречило многим предыдущим Законам и положениям, массовая отмена которых началась примерно тогда же. Постепенно меняется и фразеология, используемая в этих документах, с 1988 исчезают упоминания об интеграции со странами СЭВ как приоретете в ведении ВЭД, появляется непривычный термин «социалистическая предприимчивость» и т. д.). К 1990 году апологетика социализма полностью исчезает из официальных документов. После декларации 12 июня 1990 года о «суверенитете РФ» изменения законодательной базы проходят точку невозврата. 19 июня появляются «чисто рыночные» Положения «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» и «О ценных бумагах». Таким образом можно утверждать, что концептуальное решение о переходе к «рынку» было принято не позднее 1987 года. Случайным неуклонное изменение законодательной базы в одном направлении назвать затруднительно. Но тогда еще открыто объявить населению о своих планах было весьма проблематично, поскольку «уравнительная психология» и «совковое мировоззрение» оставались практически всеобщими Поэтому чуть позже этого срока начинается скоординированная, многоплановая и последовательная компания по дискредитации всех сторон жизни в СССР.Грань конструктивной критики была легко перейдена. В основном она состояла из многочисленных разоблачительных публикаций в наиболее популярных или серьёзных советских изданиях того времени («Литгазета», «Огонёк», Наука и жизнь" и т. д.) коротко охарактеризоватьь которые можно фразой «так жить нельзя», нагнетанию нелепых и иррациональных страхов посредством их озвучания в авотритетых источниках (например, откровенно бредовую «теорию», что Черное море вот-вот взорвётся из-за наличия в нём сероводорода). Все крупнейшие социальные институты и подсистемы Советского Союза одна за другой подвергались уничтожающей, зачастую несправедливой критике (армия: «Авиация уничтожает своих в Афгане при малейшей попытке окружения», милиция: «советская милиция самая жестокая и коррумпированная в мире», здравоохранение: скандал со шприцами в Элисте, когда «заразили» несколько десятков новорожденных, которые, как потом оказалось, уже были инфицированы, ЖКХ, бюрократия и т. д.). Во многом сила этих публикаций заключалась в авторитетности источника, их неопровергнутости и длительном господстве в информационном пространстве. Вехой на этом пути следует считать «Письмо Нины Андреевой» и его всеобщее осуждение.

Основные события Править

  • 7 мая 1985 г. Постановление СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».
  • 23 мая 1986 г. Постановление СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».
  • май 1987 г. Первая несанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистической организации — общества «Память» в Москве.
  • 19 ноября 1986 г. ВС СССР принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
  • 30 июля 1987 г. Принят «Закон о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц», ущемляющих права гражданина
  • 25 июня 1987 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».
  • 30 июня 1987 г. Принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».
  • август 1987 г. Впервые безлимитная подписка на газеты и журналы.
  • 13 марта 1988 г. Статья Н. Андpеевой в «Советской России» — «Не могу поступаться принципами»
  • 26 мая 1988 г. Принят закон «О кооперации в СССР».
  • 28 июня — 1 июля 1988 г. XIX Всесоюзная конференция КПСС, принявшая резолюции «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», «О ходе реализации решений 27 Съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».
  • 28 июля 1988 г. Указы Президиума ВС СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» и «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка».
  • 5 сентября 1988 г. Начался суд над Ю. М. Чурбановым и др (5 сентября — 30 декабря).
  • январь 1989 г. Началось первое свободное выдвижение кандидатов в нар. деп. СССР.
  • Весна 1990 г. Принят «Закон о собственности в СССР»

События после Перестройки Править

Международные изменения Править

Введение демократических свобод Править

  • Свобода критики власти
  • Плюрализм мнений
  • Свобода передвижения граждан
  • Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы

Национальные конфликты, войны и инциденты Править

Изменения в экономике и внутренней жизни Править

Файл:Талон на мыло 1991.jpg
  • Распространение кооперативов, а впоследствии — введение свободного предпринимательства
  • Вымывание товаров из магазинов, а впоследствии — гиперинфляция

Изменения в КПСС Править

  • Вывод «аксакалов» из Политбюро (30.09.1988)
  • Вывод «аксакалов» из ЦК КПСС (24.04.1989)
  • Утрата КПСС руководящей роли, а впоследствии — запрет КПСС

Катастрофы Править

С начала перестройки в СССР природные и техногенные катастрофы не замалчивались и получали большой общественный резонанс:

Ссылки Править

Шаблон:Hist-stub

Примечания Править

  1. http://www.inosmi.ru/translation/231633.html Распад Советского Союза прервал марш России навстречу демократии. Стивен Коэн (Stephen Cohen), «The Guardian», 13 декабря 2006.
  2. Зыкин Д. Модель краха СССР http://contr-tv.ru/common/216/
  3. ОЛЕГ ГРЕЧЕНЕВСКИЙ. ИСТОКИ НАШЕГО «ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО» РЕЖИМА. http://grechenevsky.narod.ru/html/sources/01.htm
  4. Найденный виновник краха СССР.Андрей Ходов http://www.glazev.ru/associate/358/
  5. А.Зиновьев о крахе СССР http://www.glazev.ru/associate/211/
  6. С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» Глава 4. http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul11.htm
bg:Перестройка

ca:Perestroika cs:Perestrojka da:Perestrojka de:Perestroikaeo:Perestrojkoet:Perestroika fa:پروستریکا fi:Perestroikahe:פרסטרויקה io:Perestroikaja:ペレストロイカlb:Perestroika nl:Perestrojka no:Perestrojkapt:Perestroika ro:Perestroika sk:Perestrojkasv:Perestrojka tl:Perestrojka tr:Perestroyka uk:Перебудова

vi:Perestroika