ФЭНДОМ

Начало репрессий Править

С момента прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе начались репрессии против его политических противников[1]. Первоначально было объявлено, что будут судимы лишь «военные преступники» — функционеры батистовского режима, непосредственно ответственные за пытки и казни. Проводившиеся Кастро публичные суды американская газета «Нью-Йорк Таймс» расценила как пародию на правосудие: «В целом процедура вызывает отвращение. Защитник абсолютно не пытался защищать, вместо этого он просил суд извинить его за то, что он защищает заключённого»[2].

Репрессиям поверглись не только политические противники, но и союзники кубинских коммунистов по революционной борьбе — анархисты[3].

По утверждению журналиста Хесуса Эрнандеса Куэльяса из американского издания CONTACTO Magazine, известен случай, когда человек был обвинён матерью в убийстве её сына и расстрелян, несмотря на то, что к моменту казни предполагаемая жертва объявилась в Гаване живая и здоровая и тщетно пыталась предотвратить расстрел[4].

После занятия повстанцами города Сантьяго-де-Куба 12 января 1959 года там был устроен показательный суд над 72 полицейскими и т. п. лицами, так или иначе связанными с режимом и обвинёнными в «военных преступлениях». Когда защитник начал опровергать утверждения обвинения, председательствующий Рауль Кастро заявил: «Если один виновен, виновны все. Они приговариваются к расстрелу!» Все 72 были расстреляны[5]. Все юридические гарантии в отношении обвиняемых были отменены «Партизанским законом»[6]. Следственное заключение считалось неопровержимым доказательством преступления; адвокат просто признавал обвинения, но просил правительство проявить великодушие и смягчить наказание. Че Гевара инструктировал судей: «Не следует устраивать волокиты с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все — банда преступников и убийц. Кроме того, следует помнить, что есть апелляционный трибунал». Апелляционный трибунал, председателем которого был сам Че, не отменил ни одного приговора[7].

3 марта 1959 года суд, составленный из повстанческих офицеров, в Сантьяго оправдал за отсутствием доказательств 44 лётчиков, обвинённых в «военных преступлениях». Однако Кастро выступил по телевидению, заявив, что суд принял неправильное решение. Спустя какое-то время председателя суда нашли мёртвым; лётчики были снова судимы и приговорены к срокам от 20 до 30 лет[8]. В тюрьме они подвергались побоям, пыткам и издевательствам[9]. Кастро объявил: «Революционная справедливость базируется не на правовых предпосылках, а на моральном осуждении»[8].

Казнями в гаванской крепости-тюрьме Ла-Кабанья распоряжался лично Че Гевара, бывший комендантом тюрьмы и руководивший апелляционным трибуналом[10][11][12].

Аграрная политика Кастро вызвала массовое крестьянское восстание в горах Эскамбрай, которое возглавили бывшие лидеры «Второго фронта». В ходе подавления восстания расстреливали 70—80 % взятых в плен повстанцев; всего, по некоторым подсчётам, было казнено до 4 тысяч человек[10][11][12].

Очередное обострение репрессий произошло после высадки в заливе Кочинос: тогда были арестованы подпольщики — бо́льшая часть из 2 500 агентов ЦРУ и 20 000 сторонников контрреволюционеров[13]. Новые арестованные в основном брались по спискам «неблагонадёжных» лиц, составленных квартальными Комитетами защиты революции; для их помещения в концлагеря были переоборудованы стадионы и другие публичные места[14].

В 1960-х годах борьба с противниками режима Кастро приобрела огромный размах; всего, по оценкам ряда исследователей, тогда было расстреляно от 7 до 10 тысяч человек, а число заключённых составило 30 тысяч[14]. По данным историка Хью Томаса, к началу 1961 года на Кубе было казнено около 2 000 человек, к 1970 году — около 5 000; в 1965 году сам Кастро признал наличие в стране 20 000 политических заключенных[15].

Трудовые лагеря UMAP Править

При Кастро на Кубе была создана система лагерей UMAP.

Че Гевара заявил: «Нам следует ссылать в Гуанахакабибес в сомнительных случаях, когда мы не уверены, что людей следует сажать в тюрьму (…) людей, которые в той или иной степени совершили преступления против революционной нравственности (…) морали. Там — тяжёлая работа (…), условия труда там суровы…»[10][11][12]. В этот лагерь можно было попасть за такие проступки, как пьянство, бродяжничество[2], гомосексуальность, «излишнюю» религиозность или даже прослушивание «империалистического» рок-н-ролла (последняя категория «преступников» носила название roqueros)[12][10].

Широкую систему лагерей такого рода создал Военный отдел поддержки производства (UMAP)[16], действовавший с 1964 по 1967 год[17]. В лагере на острове Пинос людей заставляли работать в одних кальсонах, а провинившихся — стричь траву собственными зубами, или погружали на несколько часов в выгребные ямы[18][19].

На Кубе существуют также лагеря «строгого режима», где власть находится в руках надсмотрщиков из числа самих заключённых — «рабочих советов заключённых», выполняющих функиции, аналогичные тем, которые в нацистских концлагерях выполняли капо[14].

Репрессии в 70-х гг. и поздне́е Править

Многие из политических заключённых были ветеранами «Движения 26 июля», антибатистовских студенческих и партизанских движений.

Весной 1997 года по Кубе прокатилась новая волна арестов. По данным «Международной амнистии» и кубинских правозащитников, в том году на Кубе насчитывалось от 980 до 2 500 политзаключённых (мужчин, женщин и подростков)[14].

Как утверждает американский журнал CONTACTO Magazine, к концу XX века приговоры по политическим делам стали менее суровыми, зато более частыми[4].

В течение многих лет Комиссия по правам человека и Генеральная ассамблея ООН выражали свою обеспокоенность продолжением политических репрессий на Кубе и призывали власти Кубы к соблюдению прав человека[20].

В 2004 году ООН приняла резолюцию о нарушениях прав человека на Кубе, которую Куба отказалась выполнять, потребовав в ответ рассмотрения нарушений прав человека в США[21][22].

26 января 2007 года в докладе, представленном на заседании Генеральной ассамблеи ООН, указывалось, что 59 гражданских активистов, задержанных в марте—апреле 2003 года, до сих пор находятся в тюрьмах. Прилагался их список [9].

Итоги репрессий Править

Согласно подсчётам правозащитных групп, режим Фиделя Кастро бросил в тюрьмы и концентрационные лагеря в три раза больше политических заключённых в процентном отношении к численности населения, чем Гитлер и Сталин за то же время[2]. Как отмечает профессор Хуан Кларк, Куба имела наибольшее количество политических заключённых и приговоров по политическим делам, когда-либо зарегистрированных в Западном полушарии. На одном из этапов одновременно в тюрьмах по политическим мотивам находились 100 000 человек изо всех слоёв общества[23]. Американский журналист писал, что во времена диктатуры Фульхенсио Батисты на Кубе было 500 политических заключённых; самое высокое число политических заключённых до революции (при диктатуре Херардо Мачадо, 19291932) — около 5 тысяч[4].

Многие из заключённых отбывают сроки в 20, 30 лет или пожизненные, как, например, Хубер Матос, бывший революционный командир, приговорённый к 20 годам, и Чанес Марио де Армас, которые приговорён к 30 годам. Тысячи противников режима были избиты, подвергаются пыткам[24][20], запираются в тесных камерах, где невозможно сесть или лечь, находятся в трудовых лагерях. По отношению к инакомыслящим применяется терроризация по образцу нацистских банд штурмовиков, некоторые погибли в дорожно-транспортных происшествий, которые противники Кастро называют «таинственными»[23].

Согласно изданной в Гарварде «Чёрной книге коммунизма», режимом Кастро было расстреляно 14 000 человек в возрасте от 16 до 68 лет, включая нескольких женщин, из них, по меньшей мере, одна была беременна[25]. По утверждению американской организации «Freedom House», до 2005 года возглавлявшейся бывшим директором ЦРУ Вулси, Робертом Джеймсом Вулси, 500 000 кубинцев прошли через систему концлагерей и камеры пыток режима Кастро[2].

Примечания Править

  1. Antonio Elorza. Cuba, la revolución perdida
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Humberto Fontova Castro, Not Pinochet, Is the Real Villain. Автор — Умберто Фонтова — магистр латиноамериканских исследований Туланского университета (Новый Орлеан) [1]
  3. http://www.anarchismus.de/transnational/kubaanarchismus.htm
  4. 4,0 4,1 4,2 Jesus Hernandez Cuellas. Chronicle of an unforgetable agony: Cuba’s political prisons// Contacto magazine. Sep’t. 96.
  5. Massacre in Santiago de Cuba//Сайт Montclair State Universitet, College of Humanities and Social Scienties
  6. [2] Legal Issues Raised by the Transition: Cuba from Marxism to Democracy, 199?-200?
  7. Executions at «La Cabaña» fortress under Ernesto «Ché» Guevara// Document written by José Vilasuso, a lawyer who worked under «Ché» in the preparation of indictments that often resulted in the death sentence during the first months of the Communist government in 1959
  8. 8,0 8,1 Пол Джонсон. Современность. т.2. М., Анубс, 1995, стр. 224
  9. The double trial of the Cuban airmen
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Alvaro Vargas Llosa. The Killing Machine: Che Guevara, from Communist Firebrand to Capitalist Brand// The New Republic. July 11, 2005
  11. 11,0 11,1 11,2 Jorge Castaneda, Companero; The Life and Death of Che Guevara. Alfred A. Knopf. New York, 1997
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Fidel’s Executioner Humberto Fontova// Перепечатка статьи Фонтовы, на исходном сайте доступной лишь частично: Fidel’s Executioner Humberto Fontova
  13. Пол Джонсон. Современность. т.2. М., Анубс, 1995, стр. 225
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Паскаль Фонтен, Ив Сантамария, Сильвен Булук. Третий мир
  15. [3]
  16. Michael J. Maher. The Lost Sheep. Experiences of Religious Gay Men in Havana, Cuba
  17. [4]
  18. Menton, Seymour. Prose Fiction of the Cuban Revolution. University of Texas Press: 1975 SBN-13: 9780292764217 ISBN: 0292764219
  19. Beltrán de Quirós. La otra cara de la moneda: los nuevos patitos feos / Miami, Fla., U.S.A.: Ediciones Universal, 1984
  20. 20,0 20,1 [5]
  21. [6]
  22. [7]
  23. 23,0 23,1 Cuba: exodus, living conditions and human rights — an informative summary prepared by Professor Juan Clark, Ph.D. Miami Dade Community College
  24. [8]
  25. Паскаль Фонтен. Латинская Америка — коммунистический эксперимент в сб.: Чёрная книга коммунизма. Часть пятая

Шаблон:Rq

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики