Фэндом

История Вики

Польша

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Республика Польша
Rzeczpospolita Polska
Шаблон:Флаг Польши Герб Польши
Флаг Польши Герб Польши
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Mazurek Dąbrowskiego»
Дата независимости Восстановлена 11 ноября 1918 (от России, Германии и Австро-Венгрии)
Официальный язык ПольскийШаблон:Ref
Столица Варшава
Крупнейшие города Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск
Форма правления {{{Форма правления}}}
Президент
Премьер-министр
Бронислав Комаровский
Дональд Туск
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
68-я в мире
312 685 км²
2,65
Население
  • Всего (2006)
  • Плотность
32-я в мире
38 636 157
123 чел./км²
ВВП
  • Итого (2006)
  • На душу населения
23-я в мире
546,5 млрд. $
14,400 $
Валюта Злотый (PLN)
Телефонный код +48
Шаблон:Note Согласно закону,
принятому 6 января 2005, в гминах,
где не менее 20 % населения представлены национальными меньшинствами (таких гмин в Польше 41), в государственных учреждениях вводится второй язык. Относится этот закон тоже к названиям местностей. Закон касается белорусского, литовского и немецкого языков.
Файл:Sejm hall.jpg

По́льша (Шаблон:Lang-pl), официальное название Респу́блика По́льша, при этом в официальном названии страны используется не современное польское слово «republika» (республика), а старое — Шаблон:Lang-pl (Речь Посполита) — государство в центре Европы.

На севере омывается Балтийским морем, на западе граничит с Германией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Беларусью, на северо-востоке с Литвой, а также на севере с Калининградской областью России.

История Править

Основная статья: История Польши

Политическая структура Править

Польша — член Европейского союза и блока НАТО.

1 января 2008 года страна вступит в Шенгенскую зону.

25 сентября 2005 на парламентских выборах в Польше победила партия Ярослава Качиньского «Право и Справедливость» (Шаблон:Lang-pl) с результатом 26,99 % (155 мест из 460), на втором месте «Гражданская Платформа» (Шаблон:Lang-pl) Дональда Туска — 24,14 % (133 места), затем «Самооборона» Анджея Леппера — 11,41 %.

Руководство партии «Право и Справедливость» выдвинуло кандидатом на пост премьер-министра коалиционного правительства двух правых партий Казимежа Марцинкевича, главного эксперта партии по экономическим вопросам.

31 октября 2005 Марцинкевич представил состав нового правительства меньшинства. Переговоры о создании правоцентристской коалиции с «Гражданской платформой» провалились, поскольку «Гражданская платформа» настаивала на том, чтобы премьер-министром стал Ярослав Качиньский. Ярослав Качиньский отказался возглавить правительство ещё в конце сентября, потому что его брат-близнец Лех Качиньский выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. В итоге «Право и справедливость» сформировала правительство в союзе с мелкими партиями — популистской «Самообороной», стоящей на евроскептических позициях, и правой католической «Лигой польских семей».

9 октября 2005 Лех Качиньский и Дональд Туск прошли во второй тур президентских выборов. 23 октября 2005 Лех Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши. За него проголосовало 54,04 % избирателей. Его соперник получил 45,96 % голосов. Полагают, что своей победой Качиньский обязан лидеру «Самообороны» Анджею Лепперу, поддержавшему его на завершающем этапе предвыборной кампании.

Консервативная партия «Право и Справедливость» имеет тесные связи с католической церковью. Сам Лех Качиньский в бытность мэром Варшавы запрещал парады сексуальных меньшинств, чем вызвал критику со стороны партнёров Польши по Евросоюзу, а также требовал от Германии возместить ущерб, причинённый Варшаве в годы Второй мировой войны.

Ожидается, что новый президент будет проводить националистическую линию по отношению не только к Германии, но и ко всей объединённой Европе. В частности, он объявил, что вопрос о введении в Польше общеевропейской валюты будет вынесен на референдум.

Партии Править

Законодательный орган — двухпалатный парламент: Сейм (нижняя палата) и Сенат (высшая палата).

Административное деление Править

Польша разделена на 16 воеводств, воеводства в свою очередь делятся на повяты, а повяты на гмины.

Географические данные Править

Файл:Polska-mapa satelitarna.JPG

Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере — Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы — Карпаты (высшая точка 2499 м, гора Рысы в Татрах) и Судеты.

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января от −1 до −5 °C (в горах до −8 °C), июля 17—19°C (в горах до 10°); осадков 500—800 мм на равнинах; в горах местами свыше 1000 мм в год.

Крупные реки — Висла, Одра; густая речная сеть. Озёра преимущественно на севере. Под лесом — 28 % территории.

Экономика Править

Файл:Wawka.jpg
Файл:Wawka2.jpg
Основная статья: Экономика Польши

Польша — индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 14,400 долларов в год (2006). В 2006 ВВП Польши, по предварительным данным, составил 547 млрд. долл.

О становлении рыночной экономики в Польше можно прочитать в книге «Европейская модернизация» (глава «Польша»).

Добыча Править

  • каменного и бурого угля;
  • природного газа;
  • серы (около 5 млн. тонн в год, одно из первых мест в мире);
  • поваренной соли;
  • руд меди, цинка, свинца;
  • лесозаготовки.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности Править

  • машиностроение (Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.),
  • чёрная и цветная (крупное производство цинка),
  • химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары),
  • текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная),
  • швейная,
  • цементная,
  • производство фарфора и фаянса,
  • производство спортивных товаров (байдарки, яхты, палатки и др.).

Сельское хозяйство Править

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры — рожь, пшеница, ячмень, овёс.

Польша — крупный производитель сахарной свёклы (свыше 14 млн. т. в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, лука.

Ведущая отрасль животноводства — свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша — один из крупнейших в Европе поставщиков яиц); пчеловодство. Морское рыболовство.

Экспорт Править

  • машины и оборудование (около 40 % стоимости),
  • автомобили
  • авиатехника
  • химическая продукция (свыше 10 %),
  • металлы,
  • топливо,
  • продукты питания,
  • текстиль,
  • одежда

итд.

Главные морские порты страны — Гданьск, Щецин.

Население Править

Основная статья: Население Польши

Население 38.636.157 млн. человек (2006).

Культура Править

Основная статья: Культура Польши

Большинство верующих — католики. Также присутствуют представители нескольких других конфессий иудеи, лютеране и православные.

Предпоследний римский папа — Иоанн Павел II — поляк по национальности.

Различные вопросы Править

Ссылки Править

Шаблон:Wikinewscat

Фотографии Править

Шаблон:Европа Шаблон:ОЭСР Шаблон:NATO

Также на Фэндоме

Случайная вики