Фэндом

«Процесс 193-х» («Большой процесс», официальное название — «Дело о пропаганде в Империи») — судебное дело революционеров-народников, разбиравшееся в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего Сената с 18 (30) октября 1877 г. по 23 января (4 февраля) 1878. К суду были привлечены участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную пропаганду с 1873 по 1877 гг.

Хотя подсудимые состояли в большом количестве различных организаций, большинство из них привлекалось как организаторы единого тайного революционного сообщества. Главными обвиняемыми стали С. Ф. Ковалик, П. И. Войнаральский, Д. М. Рогачёв и И. Н. Мышкин. Мышкин обвинялся также в попытке организации побега Н. Г. Чернышевского из Вилюйска, где тот находился в ссылке. Общее число арестованных по делу достигало четырёх тысяч человек, однако многие ещё до суда были сосланы в административном порядке, часть была отпущена за отсутствием улик, 97 человек умерли или сошли с ума.

Боясь общественного резонанса, сенат постановил провести процесс при закрытых дверях. Кроме того, подсудимые были разделены на 17 групп. Это вызвало протесты со стороны защиты и обвиняемых, около 120 человек пытались бойкотировать суд. Наиболее интересным моментом суда явилась речь Мышкина, в которой он подробно рассказал о причинах и задачах революционного движения, а также обвинил суд в необъективности и некомпетентности, назвав его «домом терпимости». Эта речь была нелегально издана и распространена.

Процесс получил широкую огласку не только в России, но и за границей; произошло несколько скандалов, связанных со слабостью доказательной базы и обвинениями в необъективности суда. Например, корреспондент «Таймс» демонстративно уехал после второго дня суда, заявив: «Я присутствую здесь вот уже два дня и слышу пока только, что один прочитал Лассаля, другой вёз с собой в вагоне „Капитал“ Маркса, третий просто передал какую-то книгу своему товарищу».[1]

В итоге суд приговорил 28 человек к каторге от 3 до 10 лет, 36 — к ссылке, более 30 человек — к менее тяжёлым формам наказания. Остальные были оправданы (или освобождены от наказания ввиду продолжительности нахождения в предварительном заключении), но Александр II санкционировал административную высылку для 80 человек из оправданных судом. «Завещание» осуждённых, речь Мышкина и материалы суда послужили важным орудием пропаганды в последующие годы и возбудили интерес мировой общественности к революционному движению в России.

Литература Править

  • Стенографический отчет по делу о пропаганде в Империи. СПб., 1878.

Примечания Править

  1. Цит. по: Прокофьев В. А. Желябов. М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1965.

Шаблон:MetaPicstub Шаблон:Нет интервики

Также на Фэндоме

Случайная вики