Фэндом

Файл:President Theodore Roosevelt, 1904.jpg
Файл:Theodore Roosevelt laughing, May 1921.jpg
Файл:MtRushmore TR close.jpg

Теодор Рузвельт (Шаблон:Lang-en, 27 октября 18586 января 1919) — американский политик, 25-й вице-президент США, 26-й президент США в 19011909, представитель Республиканской партии, лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г. Дальнее родство связывает Теодора Рузвельта с его однофамильцем и коллегой, Франклином Делано Рузвельтом.

Биография Править

Теодор Рузвельт родился в Нью-Йорке 27 октября 1858 г. в семье торговца и филантропа голландского происхождения. Теодор был вторым ребенком в семье, у него была одна старшая и одна младшая сестра, а также младший брат.

С детства будущий президент не отличался крепким здоровьем и страдал от астмы. В конце 1860-х и начале 1870-х семья Рузвельтов путешествовала в Европу, Африку и на Ближний Восток. Начальное образование Теодор получил в основном в домашних условиях — по причине болезненности он почти не ходил в школу.

В 1876 г. Теодор Рузвельт поступил в Гарвардский университет, а в 1880 г. окончил его. Тогда же опубликовал свое первое эссе и начал заниматься политикой, в частности вступил в Республиканскую партию. В 18821884 Рузвельт был членом легислатуры штата Нью-Йорк. 14 февраля 1884 г. в один день потерял мать и жену. За несколько дней до этого у него родилась дочь Элис. После трагедии Рузвельт оставил работу и Нью-Йорк, переселившись в Дакоту, и начал вести жизнь фермера.

В 1886 г. он женился во второй раз.

В 1895 г. назначен шефом полиции города Нью-Йорк. С 1897 г. он — заместитель военно-морского министра в администрации президента У. Мак-Кинли. Во время испано-американской войны 1898 принимал участие в военных действиях на Кубе. С 1899 по 1900 г. занимал пост губернатора Нью-Йорка.

В 1900 г. команда Мак-Кинли и Рузвельта одержала победу на президентских выборах. 4 марта 1901 Мак-Кинли вступил в должность президента на второй срок, Рузвельт стал вице-президентом. 6 сентября того же года на Мак-Кинли было совершено покушение, а 14 сентября он скончался от полученной раны. В тот же день Рузвельт был приведен к присяге как новый президент.

Рузвельт продолжил курс Мак-Кинли на отказ от изоляционизма и становление Америки как мировой империалистической державы, активно действующей во всём мире. Ему принадлежат выражения политика большой дубинки и «мировой полицейский».

Он был первым президентом, который пригласил в Белый дом представителя чернокожих, первым американцем, получившим Нобелевскую премию мира (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира).

В 1908 Рузвельт уступил президентский пост своему близкому сотруднику У. Тафту, собираясь в 1912 выдвинуть свою кандидатуру на новый срок после перерыва. После того, как большинство Республиканской партии не поддержало его в этой инициативе, а выдвинуло на второй срок Тафта, Рузвельт расколол партию и создал новую Прогрессивную партию, от которой и выступил на выборах 1912. Этот раскол привёл к тому, что победил кандидат Демократической партии Вудро Вильсон.

В конце 1910-х годов республиканцы вновь объединились вокруг Рузвельта. В январе 1919 Т. Рузвельт скончался от отрыва тромба во сне, в своём имении Ойстер-Бей. Президент Вильсон приказал объявить по нему траур и приспустить флаги по всей стране.

Если бы Теодор Рузвельт прожил ещё два года, то, скорее всего, вернулся бы в Белый дом: на выборах 1920 года, выигранных республиканцами в лице У. Гардинга, он был бы самой естественной кандидатурой своей партии.

По одной из версий Теодор Рузвельт был отравлен. Его родственники в течении 50 лет добиваются эксгумации тела. Ни один президент США не дал на это согласие.

Литература Править

Шаблон:Навигация

  • Белявская И. А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. М., 1978
  • Уткин А. И. Теодор Рузвельт. Москва, 2003
  • Уткин А. И. Теодор Рузвельт: Политический портрет. Свердловск, 1989.
  • Roosevelt. His Life, Meaning, and Messages. New York, 1919. V. 1-4.
  • Pringle H. F. Theodore Roosevelt: A Biography. New York, 1931.
  • Letters of Theodore Roosevelt / Ed. by E. E.Morison. Cambridge (Mass.), 1951-54. V. 1-8.
  • Gould L. Presidency of Theodore Roosevelt. Lawrence, 1991.

Также на Фэндоме

Случайная вики