ФЭНДОМ

Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт

Фра́нклин Дела́но Ру́звельт (Шаблон:Lang-en; 30 января 1882, Хайд-Парк, штат Нью-Йорк12 апреля 1945, Уорм-Спрингс, Джорджия) — 32-й президент США.

Родился в семье состоятельного землевладельца и предпринимателя, имевшей широкие связи в политических кругах северо-восточных штатов.

По образованию юрист, учился в привилегированной частной школе в Гортоне, в Гарвардском и Колумбийском университетах. В 1905 году женился на своей дальней родственнице Элеоноре Рузвельт, племяннице Теодора Рузвельта (18581919) — государственного деятеля и президента США. В 19071910 годах работал в юридической фирме. Рузвельт рано включился в активную политическую деятельность в рядах Демократической партии. В 1910 году он избран в сенат штата Нью-Йорк. В 19131920 гг. — помощник морского министра в правительстве президента Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США, что было насущно необходимо для осуществления политики «большой дубинки» в глобальном масштабе. В 1920 году — кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. Потерпел поражение и вернулся к частной юридической практике и предпринимательству. С августа 1921 года в результате полиомиелита на всю жизнь стал инвалидом, потерял способность свободно передвигаться. До 1928 года оставался «в тени», не заявлял о себе на общественной или политической арене, но становится все более заметной фигурой в руководстве Демократической партии.

В одном из своих писем в конце января 1941 года Томас Манн, великий немецкий писатель — гуманист, эмигрировавший из нацистской Германии, писал о приеме, которым он был удостоен президентом Ф. Рузвельтом в Белом доме: «дальнейшее наше путешествие было интересно и утомительно — интересно, конечно, особенно на следующем этапе, где нас приняли с поразительным вниманием. Головокружительной вершиной его был коктейль в рабочем кабинете, когда другим приглашенным на обед гостям пришлось ждать внизу. А ведь у нас уже был с „ним“ первый завтрак. „Он“ снова произвел на меня сильное впечатление или, вернее, опять вызвал у меня интерес и симпатию: трудно охарактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избалованности, кокетства и честной веры, но есть на нём какая-то печать благодати, и я привязался к нему как к прирожденному, на мой взгляд, противнику того, что должно пасть». А пасть должен был быть фашизм. Это замечание писателя-антифашиста удивительно точно и ярко передает сложный и противоречивый внутренний облик 32-го президента США, пожалуй, самого знаменитого государственного деятеля этой страны.

Период, начавшийся мировым экономическим кризисом 19291933 гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции занимает особое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и его окружения в определении принципов и реализации социальной и внешнеполитической стратегии, направленной на сохранение и упрочение экономических и внешнеполитических позиций США, исключительно велика.

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Сталин и Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, в Ялте же в 1945 г. принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победителями.

С его именем связана также одна из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в антигитлеровской коалиции. Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так называемого «нового курса» внутри страны, курса демократической направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса 1929—1934 гг., курса, позволившего избежать тяжких социально-политических потрясений. Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Оставаясь верным сыном своего класса Рузвельт делал все чтобы сохранить и развить существующий общественно-экономический строй в стране и укрепить доминирующее положение США во всем мире.

Рузвельт, в отличие от многих других президентов, всегда оставался трезвым и прагматичным политиком. Четырежды переизбирался на пост президента страны (что представляет собой рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти 12 апреля 1945 году (смерть наступила от кровоизлияния в мозг).

Предшественник:
Герберт Гувер
Президент США
19331945
Преемник:
Гарри Трумэн

Шаблон:Навигация

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики