Фэндом

История Вики

Русско-австро-французская война

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Война третьей коалиции
Наполеоновские войны
300px
Наполеон во время битвы под Аустерлицем.
Дата 1805
Место Центральная Европа, Италия и Трафальгар
Результат Французская победа, Пресбургский мир
Противники
22px Австрия
Flag of Russia.svg Россия
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
22px Швеция
Flag of France.svg Франция
22px Испания
22px Бавария
22px Королевство Италия
Командующие
20px Карл Мак
20px Эрцгерцог Карл
Flag of Russia.svg Кутузов, Михаил Илларионович
Flag of the United Kingdom.svg Нельсон, Горацио
Flag of France.svg Наполеон I
Flag of France.svg Массена, Андрэ
Flag of France.svg Пьер-Шарль де Вильнёв
Битвы Третьей коалиции
NapLogo copy.jpg  ВертингенАльбеккеМихельсбергУльмТрафальгарДорога на Хайденхайм-Трохтельфинген-НойштадтЭльхингенКальдьероДюренштейнАмштеттенМариацелльХоллабруннАустерлицПресбургский мир

В 1805 Великобритания, Австрия, Россия, Неаполитанское королевство и Швеция сформировали Третью Коалицию против Франции. В то время как флот коалиции успешно дрался на море, армии действовали безуспешно и были разбиты , поэтому коалиция распалась довольно бытро — в декабре.

Наполеон планировал вторжение в Англию начиная с мира в Амьене в 1802, подписанного Корнваллисом от Англии и Жозефом Бонапартом от Франции. В это время (лето 1805) 180-тысячная армия Наполеона («Великая Армия») стояла в Булони, готовясь высадиться в Англии. Однако ему требовалось достичь военно-морского превосходства, чтобы сделать вторжение было успешным, или, по крайней мере, оттянуть королевский флот подальше от Ла-Манша. Сложный план отвлекать Британцев, угрожая их преимуществу на Западе Индии потерпел неудачу, когда франко-испанский флот под командованием адмирала Вильнёва был разбит и вынужден был повернуть обратно у мыса Финистири. Вильнёв был блокирован близ города Кадиса, затем он с большими потерями прорвался в Неаполь 19 октября, но был побежден и попал в плен во время сражения при Трафальгаре 21 октября британским адмиралом Нельсоном. К этому времени Наполеон имел уже достаточные силы, он почти уже готов вторгаться в Англию. Но Трафальгарская битва на долгое время положила конец реальному существованию боевого французского флота.

Кроме того, Наполеон получил сведения, что русские войска уже двинулись на соединение с австрийцами, что последние готовы к наступательной войне против него и его германских союзников и что противник уже движется на запад. Высадку на Британские острова пришлось отложить на неопределенный срок. Именно тогда Наполеон сказал: «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене»[1].

Коалиция, ища возможность воспользоваться преимуществом концентрации сил Наполеона в Булони, планировала напасть на Италию и Баварию. Союзнические армии, организованные в Германии и Италии во главе с бароном Карлом Макком фон Лайберихом должны были отразить нашествие врага в Баварии, а именно русской армии под предводительством Кутузова. Баварцы довольно быстро сдались и оставили позиции, покинув Мюнхен. После того как Бавария приняла сторону Наполеона, 72-тысячная армия генерала Макка вторглась в её пределы, тогда как русская армия оставалась ещё в Польше. В результате неоправданной поспешности австрийцы остались один на один с французами и вынуждены были вступить в бой до прихода русских.

Наполеон покинул Булонь и направил все свои армии в Баварию, для разгрома врага. Под Ульмом Наполеон разгромил наголову австрийцев и направился к русским войскам. Кутузов вынужден был отступать до получения подкрепления в северную часть Австрии, а затем и на Баварско-австрийскую границу. Вена была оставлена.

Вскоре состоялась битва при Аустерлице, изучение которой до сих пор продолжается во всех военных академиях мира.

По миру в Пресбурге Австрия вышла из числа врагов французов и становилась союзницей Франции. В пользу французских саттелитов отошли земли Австрии в Италии.

Русские и пруссаки продолжили драться с Францией в составе четвёртой коалиции (1805-1807).

Ссылки Править

  1. Тарле Е.В. Наполеон. — М.: Госиздат, 1941. — С. 159.
  • Делдерфилд Р. Маршалы Наполеона. М.: Центрополиграф, 2001. С.159.
  • Тарле Е. В. Наполеон. М., 1941. С.158.
  • Харботл Т. Битвы мировой истории. М.: Внешсигма, 1993. С.466.

См. также Править

Наполеоновские войны
NapLogo copy.jpg  Первая коалицияВторая коалицияТретья коалицияЧетвёртая коалицияПиренейский полуостровПятая коалицияОтечественная война 1812 годаШестая коалицияСто днейВенский конгресс

Также на Фэндоме

Случайная вики