Фэндом

Русь — первоначально историографическое название земель восточных славян и государства Древней Руси.

Согласно средневековым источникам (летописям) первой столицей Руси во главе с Рюриком была Ладога (нынешнее название - Старая Ладога). По другим летописям, первой столицей был Новгород. Имеются и другие сведения. По мере развития древнерусского государства, спустя некоторое время, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом. Позднейшими историками этот период был обозначен, как времена Древней Руси или Киевской Руси (по местонахождению столицы). Очевидно, что генезис государства Русь происходил на северо-западных (новгородских) и поднепровских (киевских) землях.

Происхождение названия Править

О происхождении названия до сих пор ведутся дискуссии. Основные версии — норманнская, славянская, кельтская, сарматская.

Производные топонимы Править

После монголо-татарского нашествия и дробления Киевской Руси на отдельные княжества название Русь сохраняется за разными восточнославянскими землями. Ряд названий происходят от имени города-столицы княжества (Московская, Суздальская, Владимирская Русь, Литовская). Другие исторические названия, такие, как Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь, происходят от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои "цветовые" аналоги.

Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία — Микра Росиа и Μακρά Ρωσία — Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV в. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» и «Великая Греция», под Малой Россией понимали митрополию — центр Руси (Южною Русь, настоящую Украину), а под «Великой Россией» — в широком смысле все русские земли. Эту грецизированную версию названия Руси сделали популярной киевские книжники в ХVII в. От них ее переняли официальные круги России.

Московская Русь (Московское государство, Московия) в XVXVII веках приобрела главенство и стала центром объединения восточно-славянских земель, к ее территориальному московскому ядру стало применяться название Великая Русь (Россия), а к историческому киевскому ядру — Малая Русь (Малороссия).

Территорально близкая к латинской Европе Карпатская (Подкарпатская) Русь в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках) часто именуется Карпатская Рутения или просто Рутения.

Россия Править

К рубежу XVXVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах стало распространяться название «Россия», близкое ко греческому обозначению. Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия.

В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и менее употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но почти не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

См. также Править

Внешние ссылки Править

Шаблон:Stub