Фэндом

Русь (русы, росы) — народ, составивший ядро Древней Руси. Этническая природа и ранняя история народа русь, ввиду полиэтничености возглавляемого им сообщества, продолжает оставатся дискуссионной. Одни древнейшие известия о народе Русь отличают его от славян, другие не различают их (см. ниже известие Ибн Хордадбеха). В 10-м веке Ибрагим ибн-Якуб написал, что Русы "говорят по-славянски, потому что смешались с ними" [1]. Исследования А.В.Назаренко привели его к выводу, "что уже в первой половине IX в. носители этнонима «русь», кем бы они ни были этнически, пользовались славянским самоназванием" [1], то есть назывались древнерусским словом русь. В результате интеграции руси со славянским населением Киевской земли, название русь распространилось сначала на славян полян, о чем сообщает Повесть временных лет: "поляне, которые теперь зовутся русь" [2], позже на все население Древней Руси.

Исторические упоминанияПравить

Некоторые исследователи считают самым ранним упоминанием о русах фразу, обнаруженную в сирийском источнике VI века - "Церковной Истории" Псевдо-Захарии. Там упомянут некий народ hros: «Соседний с ними (с людьми-псами и амазонками) народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей.»

Начиная с 9 века, о русах сохранилось немало свидетельств отечественных, восточных и западных авторов. Вот некоторые:

Арабский путешественник Ибн Фадлан [3] :

«я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного.»
(Далее описываются товары, которыми торгуют русы (молодые рабыни, меха), и дается подробный отчет о погребении знатного руса (типично скандинавское [4] трупосожжение в ладье)идите на хуй

Персидский географ Ибн Русте:

«...Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян... И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям.» [5]

Арабский географ Ибн Хордадбех [6] :

« §73 в. Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума (Византии) взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан (Каспийское) и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 фарсахов. Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать. »

Византийский император Константин Багрянородный:

«Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы (корабли россов) являются одни из Немогарда, в котором сидит Святослав, сын Ингора, князя Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигова и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киева, называемой Самватас. Славяне же, их данники, а именно: кривичи, лендзяне и прочие славяне — рубят в своих горах моноксилы во время зимы… Их вытаскивают и продают россам. Россы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство…»
(Далее описывается плавание россов по Днепру с рабами и другим товаром к морю, перечисляются как росские, так и славянские названия порогов и их греческие переводы.)
«…Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань россам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.»

Арабский писатель Ал-Марвази:

"Что же касается ар-Руси, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружён он озером. Они, русы, многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то всё имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: «Отец добывал себе добро мечом, следуй его примеру…»
«И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были бы наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества.»

Археологические свидетельстваПравить

В середине 8 века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Ладога (Старая Ладога), заселенная скандинавами, и Любшинская крепость, архитектура которой указывает на связь местного населения с западно-славянскими народами Великой Моравии. В 760-х годах Старая Ладога подвергается нападению и смене населения, и ее население вплоть до 830-х годов являлось, предположительно, преимущественно славянским (хотя присутствие скандинавов прослеживается и в это время). В 780-х начинается путь "из варяг в булгары" - первые находки арабских серебрянных дирхемов датируются этим десятилетием.

В конце 830-х Старая Ладога сгорает и состав ее населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, "молоточки Тора" и т.д.)

В 860-х годах по территории северо-запада России проходит волна войн и пожаров. Сгорают Старая Ладога, Рюриково городище, Любшинская крепость (причем по значительному числу наконечников стрел, найденных в ее стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским населением).

После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Старой Ладоги становится почти исключительно скандинавским - теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода.

В 880-х в Киеве появляется первое городище (до этого на территории города существовало лишь несколько славянских деревень).

Начиная с этого периода, будущая Русь покрывается сетью городов (Гнездово, Суздаль), где четко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. [7] [8] [9]

Гипотезы о происхожденииПравить

Существует несколько гипотез о происхождении русов: славянская, норманнская и другие.

Славянская гипотеза была официальной в советской историографии. В её пользу говорит сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, который считал, что русы — вид славян (хотя большинство арабских географов разделяли русов и славян). Существует несколько версий славянской гипотезы. По одной из них, русы — одно из племён полян. По другой — господствующий класс славян, настолько противопоставивший себя им, что иностранцы стали считать славян и русов разными народами. По третьей версии, русы — славянское племя, пришедшее в Восточную Европу с запада намного раньше (или позже) основной массы славян, чем и объясняются их отличия.

Норманнская гипотеза сформулирована в XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером, Шлецером и др. Предполагает, что русы пришли из Скандинавии. Норманнскую теорию мотивированно отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др. русские историки. Она основана на соответствующем толковании древнерусской летописной «Повести временных лет», в особенности в следующих фрагментах:

"Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти".

Г. В. Вернадский в своём многотомном труде «История России» приводит несколько примеров в пользу норманистов и из других документов IXX веков (Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь. Т., М., 2004, с. 284):

1. Согласно «Бертинским анналам» Пруденция, некая делегация вместе с византийскими посланниками прибыла к императору Людовику Благочестивому в 839 г. — согласно их собственным утверждениям, они были послами Хакана росов и называли себя свеонами.

2. В договор между князем Олегом и Византийской империей 912 г. внесены имена посланников «русов».

«Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского».

3. Константин Багрянородный внёс в свою книгу «Управление Империей» (De Administrando Imperii), написанную в 945 г., названия днепровских порогов как на славянском (Островунипраг, Неясыть, Вулнипраг, Веруци), так и на языке «русов» (Улворси (древне-скандинавское holmfors), Геландри (др.-ск. gjallandi), Айфор (др.-ск. eiforr), Варуфорс (др.-ск. barufors)). Большинство этих «русских» названий, по мнению сторонников норманнской гипотезы, обнаруживают скандинавское происхождение.

4. На эстонском и финском языках слова Rootsi, Ruotsi обозначают Швецию, что, учитывая тот факт, что варяги на Востоке впервые столкнулись именно с угро-финскими народами, также свидетельствует в пользу скандинавского происхождения названия «русь».

Вернадский сделал вывод о формировании в устье Кубани «Русского каганата» - государственного образования - предшественника Киевской Руси:

Дельта Кубани, где были расположены Ас-Град и Малороса, называлась арабскими авторами Русским Островом. Несмотря на то, что азовские скандинавы освоились с именем асов, со временем они приняли название русов, поэтому государство, которое они основали в Азовском регионе, впоследствии стало известно как Русский каганат.

Существуют и другие гипотезы, например, о том, что русы произошли от народа, издавна обитавшего в Восточной Европе. Возможно, он принадлежал к германской языковой группе, чем и объясняется сходство имен со скандинавскими. Готы — один из кандидатов на роль этого народа. Другой кандидат — руги.

Дальнейшая судьба русов Править

В ходе исторического развития русы достигали значительного могущества: им платили дань превосходившие их по численности племена: восточнославянские (кривичи, поляне и др.), многие угро-финские (меря, мещера, чудь и др.) и балтские (голядь и др.). Русы совершали морские походы на Константинополь, на Анатолию, на крымские города, возвращаясь с богатой добычей.

Независимо от того, были ли русы первоначально славянским племенем, к середине 10-го века они говорили по-славянски. Русская княгиня Ольга назвала сына славянским именем Святослав (в честь святых Святополка и Ростислава, правителей Великой Моравии). Его сын Владимир, мать которого была славянкой, осуществил две религиозные реформы: вначале ввел единую языческую религию, а затем - христианство. В результате русы окончательно из племени превратились в военно-купеческое сословие. Вначале поляне, а затем и другие восточные славяне стали именоваться русскими людьми.

Хотя общепринята точка зрения, что потомки русов составили господствующую прослойку Киевской Руси (князей, бояр, купцов и воинов), существуют гипотезы о том, что потомками русов были также ушкуйники и даже запорожские казаки.

Литература Править

  • А.В.Назаренко, Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений IX—XII веков. М., 2001. стр. 49

Внешние ссылки Править

Шаблон:Ethno-stub Шаблон:MetaPicstubde:Russv:Ruser

uk:Русь