ФЭНДОМ

Шаблон:1 cell table row
Соединённые Штаты Америки
United States of America
Flag of the United States Большая печать США
Флаг США Большая печать США
250px
Национальный девиз: «In God We Trust (Мы верим в Бога)»
Национальный гимн США (Шаблон:Audio)
Дата независимости 4 июля 1776
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык английский
Столица Вашингтон
Крупнейшие города Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Чикаго
Форма правления Президентская республика
Президент Барак Обама
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
4-я в мире
9 372 610 км²
2,198
Население
  • Всего (2006)
  • Плотность
3-я в мире
300 007 997
31,0 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта доллар США
Интернет-домены .us, .com, .edu, .mil, .um, .gov
Телефонный код +1
Часовые пояса UTC -5…-10

США Править

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США, Шаблон:Lang-en) — государство в Северной Америке. Занимает 4-е место по территории (9 372 610 км²) и 3-е место по численности населения (300 007 997 чел.). Является одним из крупнейших мировых центров экономической, финансовой, политической и научной деятельности. Столица США— г. Вашингтон. Административно страна делится на штаты (50) и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применительно общее название Америка. В русском языке до второй четверти XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты.

География Править

Файл:US map - geographic.png

Расположение Править

Основная территория США (называемая континентальные штаты) расположена на Северо-Американском континенте и простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе. На юге США граничит с Мексикой, на севере с Канадой. Кроме того, в состав США входят еще 2 штата. На крайнем северо-западе континента находится штат Аляска, также граничащий с Канадой. В Тихом океане находится штат Гавайи. Граница с Россией проходит через Берингов пролив. США также принадлежит ряд островов в Карибском море (например, Пуэрто-Рико) и на Тихом океане (Американское Самоа, Мидуэй, Гуам и др.).

Подчинённые территории Править

Под тем или иным управлением США находятся (но не входят в них) ряд островных территорий, имеющих различный статус. На территории необитаемого атолла Пальмиры полностью действует конституция США. Остальные территории имеют собственное основное законодательство. Крупнейшей из подобных территорий является Пуэрто-Рико.

История Править

Исторические даты Править

Административно-политическое устройство Править

Административное деление Править

Шаблон:Карта США с метками Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, и столичного федерального округа Колумбия. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти.

Штаты делятся на графстваЛуизиане исторически сложился термин «приход» (Шаблон:Lang-en); в Аляске употребляют термин «баро» (Шаблон:Lang-en)), — более мелкие административные единицы, обычно не имеющие существенных правительственных функций. Наиболее известной функцией графств является управление государственными школами. Местной жизнью населенных пунктов управляют муниципалитеты.

Политическая система Править

Основная статья: Политическая система США

По конституции США, принятой в 1787 году, определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из закондательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Высший орган законодательной власти— двухпалатный Конгресс США:

Высший орган исполнительной власти— президент США. Президент— глава государства, главнокомандующий вооружённых сил. См. Список президентов США. Существует пост вице-президента.

Высший орган судебной власти— верховный суд США

Основные политические партии— республиканская и демократическая. Также существует множество других, более мелких партий.

Внешняя политика Править

Основная статья: Внешняя политика США

США— постоянный член Совета Безопасности ООН. Член НАТО, ОБСЕ.

Экономика США Править

Основная статья: Экономика США

В 2005 ВВП США вырос на 3,6 % и составил $12,5 трлн.

Вооружённые силы Править

Основная статья: Вооружённые силы США

Население Править

Основная статья: Население США

Фондом английского языка США (самой влиятельной неправительственной организацией, занимающейся вопросами лингвистической политики государства) в марте 2005 был опубликован доклад «Много языков— одна Америка», основанный на данных исследования языков, которые население этой страны использует в повседневной обстановке (дома, на работе, на улице).

Согласно этому докладу, самый распространённый в США родной язык— английский. Им, как родным языком, владеют 215,4 млн человек из 293 млн американцев (73,5 %). Испанский является родным для 28 млн жителей США (9.55 %).

Русский язык занимает 10-ую строчку по числу носителей в США— свыше 700 тыс. (0,24 %). Самое большое их число проживает в штате Нью-Йорк (218 765 человек, или 30,98 % от всех носителей русского языка), самое меньшее— в штате Вайоминг (170 человек, или 0,02 %). В первую десятку штатов, где распространён русский, также входят Калифорния, Нью-Джерси, Иллинойс, Массачусетс, Пенсильвания, Вашингтон, Флорида, Мэриленд и Орегон. По распространённости русский язык в США также уступает французскому (1 606 790), китайскому (1 499 635), немецкому (1 382 615), армянскому (ок.1 172 615) тагальскому (1 224 240), вьетнамскому (1 009 625), итальянскому (1 008 370) и корейскому (894 065).

Самый высокий удельный вес русскоязычных— на Аляске — около 3 % в той или иной степени понимают русский язык, а около 8,5 % жителей исповедуют православие. Это является следствием былой принадлежности территории штата России.

Культура Править

Основная статья: Культура США

Религия Править

США— наиболее религиозная из всех промышленно развитых стран мира; самый ёмкий и богатый рынок для религиозных услуг различного направления.

Согласно исследованию, проведённому в 2002 Pew Global Attitudes Project, США— единственная из развитых стран, где большинсво населения сказали, что религия играет «очень важную роль» в их жизни.[1].

Первая Поправка к Конституции США[2], принятая 15 декабря 1791, провозглашает отделение религии от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания (state establishment) наподобие того, что имело место в Англии.

По данным на 2001, 80 % жителей США считают себя христианами; 15 % суть арелигиозны, атеисты или агностики. Прочие 5 % — приверженцы иных религий.

Вероисповедания, имеющие наибольшее число приверженцев: протестантизм различных направлений, католицизм, иудаизм.

В США действует автокефальная поместная православная Церковь— Православная Церковь в Америке, получившая свою автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970. Кроме того, действует ещё целый ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная из которых— греческая Архиепископия Константинопольского Патриархата.

Праздники Править

Дата Русское название Местное название Примечания
1 января Новый год New Year’s Day
3-й понедельник января День Мартина Лютера Кинга Martin Luther King, Jr. Day
3-й понедельник февраля Президентский день Presidents' Day День рождения Дж. Вашингтона
Последний понедельник мая День памяти павших Memorial Day
4 июля День независимости Independence Day
1-й понедельник сентября День труда Labor Day
2-й понедельник октября День Колумба Columbus Day День открытия Америки
11 ноября День ветеранов Veterans Day
4-й четверг ноября День благодарения Thanksgiving Day
25 декабря Рождество Christmas

Примечания Править

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Wikinewscat

Шаблон:Административные единицы США Шаблон:Северная Америка Шаблон:NATO Шаблон:ОЭСР Шаблон:ОАГ Шаблон:G8