Фэндом

История Вики

Садулаев, Абдул-Халим

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Садулаев Абдул-Халим
Файл:Sadulaev anfas.jpg
Президент ЧРИ, шейх, богослов
Дата рождения: 1967
Место рождения: Аргун, ЧИ АССР
Дата смерти: 17 июня 2006
Место смерти: Аргун, Чечня
Шаблон:Год рождения

Шаблон:Год смерти

Абду́л-Хали́м Абусала́мович Садула́ев (196717 июня 2006) — чеченский бандит, активный участник сепаратистского движения в Чечне в 1990-е годы, с марта 2005 по июнь 2006 - президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ). Имел общественнно-религиозный статус шейха.

Биография Править

Родился в 1967 году в городе Аргун Чечено-Ингушской АССР. Принадлежал к чеченскому тейпу Устрадой (Шаблон:Lang-ce). Учился на филологическом факультете Грозненского университета, но не завершил образования из-за начала военных действий.

Принял участие в Первой российско-чеченской войне, воевал в составе Аргунского джамаата.

В межвоенный период выступал с проповедями по чеченскому телевидению. В 1998 году совершил хадж в Мекку. Некоторое время был главой Аргунского джамаата и имамом мечети г. Аргун. Стал признанным в Чечне богословом и проповедником (считался исламистом). В то же время резко осуждал похищения людей и многие другие негативные явления, которые имели место в Чечне в тот период.

В 1999 указом президента ЧРИ Аслана Масхадова был включён в состав Государственной комиссии по конституционной шариатской реформе.

С началом Второй российско-чеченской войны вновь принял участие в боевых действиях (сначала в районе г. Аргун, затем с остатками джамаата отошёл в горы). Считался одним из наиболее близких соратников Аслана Масхадова.

В 2002 на расширенном заседании Государственного Комитета Обороны — Маджлисуль Шура ЧРИ (высшего органа государственной власти Ичкерии на военный период) назначен председателем Шариатского комитета ГКО—МШ и главой Высшего Шариатского суда ЧРИ.

9 марта 2005 в связи с гибелью Аслана Масхадова занял пост президента ЧРИ.

16 мая 2005 подписал указ о создании Кавказского фронта — дополнительной структуры в системе военных формирований сепаратистов, ответственной за проведение военных операций в других регионах Северного Кавказа.

4 августа 2005 подписал указ о роспуске правительства ЧРИ, назначенного ещё Масхадовым, объяснив это необходимостью реформирования системы исполнительной власти Ичкерии «в условиях военного положения», и уволил всех представителей Масхадова за рубежом. В частности, был уволен министр иностранных дел Ильяс Ахмадов, выступавший с идеей «обусловленной независимости» («отложенного суверенитета») ЧРИ, согласно которой Ичкерия отказывалась от требования немедленного и полного отделения от России.

В правительство были возвращены Шамиль Басаев (стал первым вице-премьером) и Мовлади Удугов (стал министром информации и печати), в своё время уволенные Масхадовым ещё до начала Второй чеченской войны.

28 августа 2005 в правительство ЧРИ возвращён Ахмед Закаев (назвачен вторым вице-премьером), ранее занимавший должность спецпредставитель президента Ичкерии за рубежом. Ему было поручено формирование института почётных консулов Ичкерии. При этом ему, как и другим членам правительства, было запрещено выступать с политическими и официальными заявлениями от имени президента и правительства ЧРИ.

В начале февраля 2006, в ходе реорганизации «правительства ЧРИ», проведённой Садулаевым, были уволены четыре министра, уже много лет находящиеся в эмиграции, — Мовлади Удугов (информации и печати), Умар Ханбиев (здравоохранения), Абдул-Вахаб Хусаинов (образования и науки) и Апти Бисултанов (социальной защиты). Пост вице-премьера, согласно указу, потерял Ахмед Закаев, сохранивший должность министра культуры. Все потерявшие посты министры, за исключением Удугова, были в своё время назначены Асланом Масхадовым.

Мовлади Удугов сразу после освобождения с занимаемого поста был назначен руководителем Национальной службы информации ЧРИ. Ахмед Закаев позже был назначен министром иностранных дел.

По мнению некоторых наблюдателей, произведённые перестановки могли быть вызваны публичной полемикой на Интернет-сайте «Кавказ-Центр» между Закаевым и Удуговым по вопросу о стратегических целях и задачах чеченского сопротивления. По словам самого Закаева, Мовлади Удугов выступает за глобальный джихад и союз с силами на подобие «Аль-Каэды», в то время как Закаев — за государственный суверенитет чеченского государства и демократический путь развития независимой Ичкерии.

Сам Садулаев (как и Масхадов ранее) неоднократно заявлял, что официальное руководство ЧРИ не поддерживает акции по захвату заложников из числа мирных жителей и террористические акты, приводящие к гибели мирных граждан, но санкционировал нападения и диверсионные акты против российских войск и объектов инфраструктуры. В частности, он официально одобрил нападение на Нальчик 13 октября 2005 года в рамках принятой ГКО—Маджлисуль Шурой стратегии по расширению зоны военных действий.

Абдул-Халим Садулаев был убит 17 июня 2006 года на окраине города Аргун в ходе боестолкновения с сотрудниками ФСБ и чеченской милиции [1]. Президентские полномочия Садулаева перешли к назначенному им ранее вице-президентом Ичкерии Докке Умарову.

Был женат, имел пятерых детей. Жена А.-Х.Садулаева Фатима в 2003 году была захвачена представителями спецслужб и пропала без вести ([2])[3].

Награждён высшим орденом ЧРИ «Къоман Сий» (Шаблон:Lang-ce).

Ссылки Править

Предшественник:
Аслан Алиевич Масхадов
Президент Ичкерии
20052006
Преемник:
Докка Хаматович Умаров

Шаблон:Чеченские полевые командиры

Также на Фэндоме

Случайная вики