ФЭНДОМ

Саламинский бой
Греко-персидские войны
Szalamisz
Саламинское сражение
Дата 480 до н. э.
Место остров Саламин в Эгейском море
Итог Победа греков
Противники
Греческий флот Персидский флот
Командующие
Фемистокл (Афины)
Еврибиад (Спарта)
Ксеркс I
Силы сторон
366-380 кораблей 1000-1207 кораблей
Военные потери
40 кораблей 200 кораблей
Шаблон:Конфликт

Саламинское сражение — морское сражение между греческим и персидским флотом в ходе греко-персидских войн, произошедшее в 480 г. до н. э. близ острова Саламин в Сароническом заливе Эгейского моря неподалеку от Афин. Блестящую победу одержал греческий флотоводец Фемистокл.

Предыстория Править

Файл:Map Greco-Persian Wars Xerxes-ru.svg

Через 10 лет после поражения персидской армии в битве при Марафоне персидский царь Ксеркс I предпринял новый поход на Грецию.

В 480 до н. э. армия персов начала переправу через Геллеспонт по специальным наплавным мостам. Чтобы облегчить снабжение армии и нейтрализовать действия греческих кораблей, в Эгейское море был направлен флот, принадлежавший финикийцам и ионийцам, земли которых были завоёваны персами.

Благодаря политическому и военному деятелю Фемистоклу, настоявшему на создании мощного военного флота в Афинах, там за 2 года было построено 100 боевых триер. А в 481 до н. э. греческие государства (полисы) образовали военно-оборонительный союз, во главе которого стал главнокомандующий из Спарты Эврибиад.

Всю весну и лето 480 до н. э. продолжался поход персидской армии по побережью Эгейского моря. Попытка греческого отряда во главе со спартанским царём Леонидом преградить персидскому войску путь в Фермопильское ущелье окончилась неудачей (см. Фермопильское сражение). Персы прорвались в центральную Грецию. Греческий флот, встретивший персидские корабли у мыса Артемисия, вынужден был отойти к югу и встал у западного побережья Аттики.

Жители Афин были эвакуированы из города, часть их переправившись на Пелопоннес, часть скрылась на острове Саламин, который находится в Эгейском море, в нескольких километрах от материка.

Персидское войско заняло Афины, а флот разместился в гавани Фалер. Фемистокл считал, что спасти Грецию может только разгром вражеского флота, но в открытом море флот греков, насчитывавший 380 триер, не смог бы противостоять персидскому, численность которого в различных источниках колеблется от 500 до 800 пентер. Флот афинян и их союзников коринфян находился в Элевсинском заливе, ожидая подхода ещё 60 греческих кораблей. Ксеркс не стал ждать, а отдал приказ своему брату Ариомену, командовавшему флотом, начинать сражение.

Битва Править

Файл:Battle of Salamis, 480 BC.gif

28 сентября 480 до н. э. персидские корабли стали входить в узкий Саламинский пролив.Однако длинный извилистый путь в этом проливе не давал возможности обрушить на греков всю мощь персидского флота. Корабли персов, которые выходили из Саламинского пролива в Элевсинский залив, подвергались атакам множества греческих триер. Персидские корабли не могли повернуть обратно — за ними двигались другие суда. Большие корабли перегородили фарватер и смешались в неуправляемую хаотичную массу. Лёгкие греческие триеры вошли в Саламинский пролив и атаковали беспомощные корабли противника.

В течение нескольких часов грекам удалось потопить, захватить и вывести из строя около 200 кораблей противника (потери греков составили около 40 триер).

Итоги Править

Оставшимся персидским кораблям удалось выйти в открытое море. Похожая ситуация сложилась и в Коринфском проливе, где персы потерпели поражение от коринфян. И хотя персидский флот всё ещё превосходил греческий по числу кораблей, Ксеркс потерял надежду на быструю победу. Он поручил командование большей часть армии Мардонию, а сам вернулся в Азию.

Литература Править

Шаблон:Книга азаз

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики