Фэндом

Файл:Бело-зеленый флаг.gif

Сибирское областничество — общественно-политическое течение сибирской интеллигенции (середина 50-х гг. XIX века — начало XX века).

Областничество зародилось в петербургском кружке сибирских студентов, в который входили Григорий Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков, Н. И. Наумов, Ф. Н. Усов и др. В 1860-е областники выступали за революционную борьбу с самодержавием, за демократические свободы. По возвращении в Сибирь (1863) активизировали свою деятельность. Выступали в защиту «инородцев», против колониального гнёта. Действуя в контакте с политическими ссыльными русскими и поляками, областники готовили восстание. Рассматривая Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков как новую сибирскую нацию, отдельные областники выдвинули лозунг отделения её от России, или предоставления Сибири автономного статуса.

Для деятельности сибирских областников 1870-х гг. характерно увлечение революционным народничеством. В начале 1880-х гг. происходила эволюция областников в сторону либерального народничества, а со 2-й половины 1890-х гг. — буржуазного либерализма. В начале XX века среди областников произошло размежевание на правое (Александр Адрианов, А. Н. Гаттенбергер, Н. Н. Козьмин и др.) и левое течение. Последнее (Е. Е. Колосов, Пётр Дербер) и др. были тесно связано с партей эсеров.

Зимой—весной 1918 г. областники участвовали в подготовке антибольшевистского восстания в Сибири, и сформировали Сибирское Временное Правительство, принявшее ряд деклараций областнического характера. В дальнейшем некоторые из них сотрудничали с Александром Колчаком, а после установления советской власти в Сибири бежали за границу.

Григорий Потанин, Ядринцев, Козьмин, П. М. Головачёв, Александр Адрианов и многие другие областники внесли заметный вклад в развитие культуры и науки в Сибири, особенно археологии, этнографии, истории.

Начиная с 1989 года, в Сибири возрождается областническое движение. Современное областническое движение называется неообластничеством, представлено целым рядом групп различной направленности и степени умеренности, западной и восточной ориентации. Принципиальными для современного областничества являются вопросы азиатского или европейского характера культуры Сибири, а также о том, предшествует формирование сибирской нации созданию отдельного государства (или автономии), или же нация будет сформирована после достижения сибирской государственности.

Литература Править

  • Лапин Н. А. Революционно-демократическое движение 60-х гг. XIX в. в Западной Сибири. Свердловск, 1967.
  • Перейра Н. Областничество и государственность в Сибири во время гражданской войны // Гражданская война в России: перекресток мнений. М.: Наука, 1994.
  • Разгон И. М., Плотникова М. Е. Г. Н. Потанин в годы социалистической революции и гражданской войны в Сибири // Вопросы истории Сибири. Вып. 2. Томск, 1965.
  • Сесюнина М. Г. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев — идеологи сибирского областничества. Томск, 1974.
  • Сибирское областничество: Биобиблиографический справочник / Гл. ред. С. С. Быкова. Томск: Водолей, 2001. 228 с.

Ссылки Править

Шаблон:MetaPicstub

Также на Фэндоме

Случайная вики