ФЭНДОМ

Шаблон:Infobox Military Conflict

Файл:Polish-soviet propaganda poster 1920 Polish.jpg

Российско-польская война шла с 1919 по 1921 гг. на территориях Белорусии, Латвии, Литвы, Польши и Украины между двумя новыми государствами: Польшей и Советской Россией.

После обретения независимости Польша направила свои усилия на восстановления своих границ 1772 года, когда Речь Посполита включала обширные белорусские и украинские территории (см. Междуморье). Польские власти считали, что время революционной смуты в России идеально подходит для восстановления польского контроля над некогда утраченными землями. С другой стороны, советские власти стремились установить не только контроль над территориями, входившими в состав Российской Империи до Первой мировой войны, но и коммунистический режим в европейских странах. После ноябрьской революции в Германии (1918) Советская Россия разорвала Брестский мирный договор. C отступлением германских войск Красная Армия начала широкое наступление на запад.

События Править

Файл:PBW March 1919.png
  • 17 декабря 1918 — Красная армия взяла Двинск (Даугавпилс) и продолжила движение вглубь литовских и белорусских территорий.
  • 1 января 1919 — после ухода из Вильны немецкой армии местные формирования польской самообороны взяли контроль над городом, но 5 января 1919 Вильно был с боем взят частями РККА.
  • 9 февраля 1919 — поляки занимают Брест.
  • Мемельский край был отделен от Германии и оккупирован французами. Литовцы отправили для завоевания Клайпеды 1500 бойцов. Литовской армии противостояло 200 французов, бои за город шли пять дней, а в ходе штурма погибло 12 литовцев, два француза и один немецкий полицейский. Советская Россия, демонстративно выдвинувшая свои войска на границу.
  • В марте поляки напали на советскую Россию и пересекли реку Неман.
  • 4 апреля 1919 — поляки занимают Ковель.
  • с февраля по август 1919 года Польша получила от США 260 000 тонн продовольствия на сумму 51млн. долларов. В 1919 году - только из военных складов США в Европе Польша получила военного имущества на 60 млн. долларов, в 1920 - на 100 млн. долларов. Военные США воевали вместе с поляками. Эскадрилия имени Костюшко, действовашая против Будённого была составлена из лётчиков США, командовал ей полковник США Фаунтлерой.
  • 07.1919 в Польшу прибыла 70-тысячная польская армия, созданная во Франции и сформированная в значительной степени из американцев польского происхождения.
  • 1921 апреля 1919 — польские войска снова занимают Вильно.
  • 8 августа 1919 — польские войска занимают Минск.
  • 29 августа 1919 — польские войска захватывают Бобруйск.
Файл:PBW December 1919.png
  • весна 1920Англия, Франция, США поставляют Польше 1494 орудия, 2800 пулеметов, около 700 самолетов, 10 млн снарядов.
  • 25 апреля 1920 — заключив союз с С. В. Петлюрой, польская армия совместно с петлюровскими вооруженными отрядами напала на Россию, собираясь включить в свой состав Украину и Литву, на широком фронте от Припяти до Днестра.
  • 7 мая 1920 — польские и украинские войска Петлюры занимают Киев.
  • наступление польских войск сопровождается еврейскими погромами и массовыми расстрелами: в г. Ровно оккупанты расстреляли более 3 тысяч мирных жителей, в местечко Тетиево убито около 4 тысяч евреев, полностью сожжены деревни Ивановцы, Куча, Собачи, Яблуновка, Новая Гребля, Мельничи, Кирилловка и др, их жители расстреляны
Файл:PBW June 1920.png
  • 5 июня 1920 — начало советского контрнаступления на Украине (Юго-Западный фронт под командованием А. И. Егорова).
  • 6 июня — советские войска заняли Житомир и Бердичев.
  • 12 июня — советские войска заняли Киев.
  • 4 июля — начало наступления советских войск Западного фронта; советские войска заняли Ровно.
  • 11 июля — советские войска заняли Минск.
  • 20 июля — советские войска заняли Вильнюс.
  • 28.07.1920 Конференция послов Антанты передала Польше восточные районы Тешена, включая город Тешен. Польский сенат, не удовлетворенный этой частью территории, не ратифицировал соглашение.
  • 30.07.1920 в Белостоке был образован Временный революционный комитет Польши, заявивший, что Красная Армия вступила в пределы Польши не для ее порабощения, а для защиты своей страны и оказания помощи польскому народу в его борьбе за социальное освобождение.
Файл:PBW August 1920.png
  • 25 июля20 августа — наступательная Львовская операция советского Юго-Западного фронта, в результате которой советские части заняли 13 августа Броды, 15 августа Буек, но не смогли овладеть Львовом.
  • 2 августа — войска советского Западного фронта овладели Брестом.
  • 13 августа — наступление Красной армии Михаила Тухачевского на Варшаву, захват Радзимина в 23 км от польской столицы
  • 14 августа — начало польского контрнаступления под Варшавой (Битва за Варшаву, Варшавское сражение, «Чудо на Висле»; завершилась 25 августа).
  • 17.08.1920 в Минске начались переговоры между Польшей и Советской Россией.
  • 25 августа26 августаГермания интернирует потерпевшие поражение части советской 4-й армии, 3-го конного корпуса, 2 дивизии 15-й армии, которые перешли границу Восточной Пруссии.
  • 31 августа — снята осада Львова.
  • 31 августабитва при Комарове, крупнейшее кавалерийское сражение с 1813. Поражение Первой Конной армии Будённого.
  • 5.09.1920 согласно Польско-Литовскому перемирию Вильнюс отошел к Литве.
  • 15 октября25 октябрябитва на Немане. Отступающая армия Тухачевского попыталась закрепиться в Полесье в районе Гродно, но была атакована с фланга польскими войсками под командованием Юзефа Пилсудского и отступила. Около 40000 военнопленных.
  • Первая половина октября — польская армия вышла к линии ТернопольДубноМинск.
  • 8 октября Начало инспирированного Польшей "мятежа" Первой Литовско-Белорусской дивизии под командованием генерала Желиговского.
  • 9 октября генерал Желиговский занял город Вильно. Литва разорвала дипломатические отношения с Польшей. Между ними было объявлено состояние войны. Советское правительство протестовало против захвата Вильно Польшей. На занятой территории Виленского края создано государство Срединная Литва, в 1922 году воссоединившееся с Польшей.
  • 12 октября — заключение перемирия.
  • 18 марта 1921 — заключение Рижского мирного договора. К Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.
  • Около 80 тысяч красноармейцев из 200 тысяч, попавших в польский плен, погибают от голода, болезней, пыток, издевательств и казней [1]
  • 20.03.1921 проведение плебисцита по Силезии о принадлежности к Германии или Польше.
  • 20.10.1921 юго-восточная часть Верхней Силезии Антантой передана Польше. Поднятое в мае силезскими поляками вооруженное восстание закончено. Нижняя Силезия осталась у Германии.
  • 15.03.1923 конференция послов Англии, Франции, Японии и Италии установила польско-литовскую границу, закреплявшую за Польшей Виленскую область.

Итоги войны Править

Файл:Rzeczpospolita 1920.png

Главным итогом войны стал переход территорий Западной Украины и Западной Белоруссии, ранее входивших в состав Российской империи, под контроль Польши.

Литература Править

См. также Править

Шаблон:Hist-stub