ФЭНДОМ

Средневековая Венгрия — история Венгрии в Средние века.

Раннее средневековье Править

Мадьяры (угры), восточно-финское племя, теснимое с востока печенегами, в начале IX веке перекочевало через Волгу и после довольно продолжительной стоянки в южно-русской степи, в соседстве и зависимости от хазар и в соприкосновении с русскими славянами, было оттеснено печенегами же, в 80-х годах IX века, к нижнему Дунаю, вместе с приставшей к ним частицей хазар. Скоро, будучи призваны византийским императором Львом Мудрым против болгар и опустошив Болгарию (889), а в 892 году подвергшись разгрому со стороны царя Болгарского Симеона, они устремились в 893 году на запад, по Дунаю, в равнину тиссо-дунайскую, по следам своих передовых отрядов, уже ходивших туда (892) по призыву Арнульфа против Моравской державы, и в 894—895 годах расположились на этой равнин. Альм (Альмош), по преданию, был первый вождь и родоначальник династии, а Арпад привел мадьяр на Дунай. С 899 года начались непрерывные опустошительные их походы в Паннонию и Моравию, восточную Марку, Баварию. Вмешательство их в борьбу славян с немцами кончилось сперва подчинением им Великой Моравии между 904 и 907 годами, а затем совершенным поражением немцев и занятием всей Паннонии до р. Энжи. Наступила 50-летняя эпоха набегов мадьяр на запад, наводивших ужас на всю Европу. Первый более удачный отпор мадьярам дал король Генрих I (934); но решительное, для Европы спасительное поражение нанес им король Оттон I у Аугсбурга (955), после чего они прекратили дальние набеги. При поселении на Дунае быт мадьяр был кочевой, и сообразны с ним были устройство и управление. Верховная власть была в руках вождя вроде Арпада (ум. в начале Χ века), которому были подчинены начальники (воеводы) всех 8 колен (племен) мадьярских (8-е составляли кабары). Каждое колено делилось на мелкие части, или отряды (подобные славянск. жупам). Вожди были и судьями. Как преемники Арпада, в Χ веке известны Золтан, Таксоний, Гейза. После 955 года хищнические инстинкты мадьяр стали утихать. Под их главенством стала складываться мадьяро-славянская держава. Из первоначальных кочевьев между Тиссой и Дунаем мадьяры, оттеснив немцев и сделав запад главною целью походов, сосредоточили власть свою в Паннонии, откуда распространяли ее к югу, востоку и северу, по течению рек, в горные области, не сразу примкнувшие к мадьярскому объединительному центру. Если вначале мадьяры господствовали угрозою и оружием, то позже их отношение к объединенным их властью туземцам совершенно изменились. Туземцы (т. е. славяне), как мирное и культурное племя, стали решительно влиять на мадьяр, а последние стали усваивать их быт, политическую организацию, веру, нравы и понятия. Народность мадьярская на первых порах была подкреплена новым турецким элементом — частями Печенежской орды с нижнего Дуная, а позже — половцами. При Гейзе Венгрия впервые завязала мирные сношения с соседями, но вместе с тем, была втянута в соперничество их династий, причем потеряла западную окраину до Лысой горы. Завязались родственные связи Арпадовичей с династиями (особенно славянскими), начался значительный приток в Венгрию иностранцев, особенно немцев (дворян, торговых и промышленных людей). Великая Моравия оставила дунайскому славянству народную церковь и восточный обряд, по которому и мадьяры впервые приобщились к христианству. Еще около 950 года двое мадьярских воевод приняли христианство в Византии, приславшей тогда духовную миссию в Венгрию. Сарольта, дочь одного из них, была женой Гейзы, крестившегося под ее влиянием. Но 2-я жена Гейзы, польская княгиня Адельгейда, католичка, влияла в пользу Римской церкви, деятельно вводившей христианство немецкими руками через Пассовскую епархию и Зальцбург. Главную же роль здесь играл епископ Войцех (Адальберт) Пражский, посетивший Венгрию около 995 года и торжественно присоединивший к Римской церкви наследника Гейзы от Сарольты, Стефана (Вайка), ранее крещеного по восточному обряду, а также многих приближенных его и сановников. Стефан Святой (997—1038), ставший верным сыном Римской церкви и ее утвердителем у мадьяр, чем, быть может, спас их от окончательного ославянения, был настоящим основателем венгерского государства, расширенного им и объединенного. Предпочтение латинству вызвало оппозицию в многочисленных приверженцах Греческой церкви, выразившуюся в 998 восстанием южно-паннонского воеводы, скоро подавленным Стефаном. В 1000 году Стефан получил от папы королевскую корону. Из-за Великой Моравии, перешедшей в начале Χ века к чехам, а в конце Χ века к полякам, Стефан, по смерти Болеслава воевал с императором Конрадом Π и чехами; последним досталась нынешняя Моравия, а Венгрии — вся словацкая земля. Установив границы своей державы, Стефан дал ей прочную организацию, взяв в основу быт, градское и жупное устройство туземных славян и проведя принцип полной областной автономии и народной равноправности, чем выказал замечательную государственную мудрость и дальновидность. Каждая жупа (всех было до 72) управлялась жупаном, a высшим государственным сановником был надворный жупан. Король властвовал еще неограниченно, но созывал народные собрания. Сохранив автономию новых областей Венгрии, Стефан развил не партикуляризм, а напротив, сознание политического и государственного единства. Он мотивировал свою систему в завещании, изречением, что «государство одного языка и обычая бессильно и непрочно». Не было антагонизма племен: все были венгерцы в государственном смысле (государственным языком была нейтральная латынь, сохранившая свою роль до XIX века), оставаясь мадьярами, славянами, романцами, немцами. Эта государственная система была жизненной силой Венгрии. Если была внутренняя борьба, то не племенная, а скорее культурная — консервативных в быте и вере элементов с «западниками» и латинянами.

Еще при жизни Стефана возникла распря за корону, чему давал повод и тогда, и долго после не установившийся принцип престолонаследия (борьба права первородства с пр. родового старшинства). Наступившим после смерти Стефана (1038) 40-летним периодом смут и борьбы за престол воспользовалась Германская империя, стремясь к вассальному подчинению Венгрии. Изменник народным интересам, ничтожный Πётр искал (1041) защиты у Генриха III против ставшего королем Самуила Абы, потерявшего затем в войне с Генрихом Западную Венгрию до Литвы. После нового поражения и смерти Абы, Генрих снова возвёл на престол Петра, признавшего его верховную власть (1045); но уже в 1046 году Петр свергнут, и на престол призван Андрей I (ум. в 1061), приверженец вост. веры, женатый на русской княгини Анастасии Ярославне. Он отстоял Венгрию от Генриха, присоединил Срем; но, сделав брата Белу удельным князем восточной части Венгрии, а наместником своим, назначив сына Соломона, он вызвал новое междоусобие и погиб в войне с братом, завладевшим короной. При Беле I (до 1063) было новое движение за старую веру (на созванном им народном собрании). Он правил мягко и справедливо. Его сыновья Гейза, Ладислав и Ламберт уступили корону Саломону, с условием остаться удельными князьями, но добились того лишь силою, ибо Саломон зависел от Генриха. Своими военными успехами (против куман, печенегов, Византии, причем Гейза получил от императора Михаила Дуки венец, соединенный позже с короной Стефана) братья стали популярны. Происки Саломона притив них вызвали борьбу, поражение и бегство Саломона и вступление на престол Гейзы I (1074—1077), отразившего попытку Генриха IV добыть корону для Саломона. При преемниках Гейзы Венгрия снова достигла могущества и процветания. Ладислав Святой, брат Гейзы (1077—1095), был энергичным защитником политической, культурной и религиозной самобытности Венгрии. Отразив все попытки Саломона вернуть себе власть, Ладислав успешно воевал с куманами и печенегами, часть которых поселил в Тисской равнине («Языгия»); окончательно утвердил власть Венгрии в Трансильвании, где издавна поселены секлеры, а в 1091 году принял под свою власть Хорватию между Савой и Дравой. Ладислав упрочил внутренний порядок в Венгрии и особенно установил быт церковный, защищая независимость Угорской церкви и укоренившийся восточный обряд (отстоял брак духовных и др.). Способный и образованный старший сын Гейзы Коломан (до 1114) следовал внутренней политике Ладислава. Покорив Далмацию, он в 1104 году короновался королем Хорватии и Далмации, предоставив права и привилегии далматинским городам и общинам. Вмешательство Коломана в дела Руси окончилось избиением венгерского войска половцами (1099). При Коломане полчища крестоносцев, одушевленных против схизматического востока и видевших в Венгрии тоже «схизматиков», необузданностью своею на пути через Венгрию вызвали ожесточение населения, выразившееся беспощадным избиением больших масс крестоносцев. Коломан женился на дочери Владимира Мономаха, Евфимии, но скоро, по наветам, прогнал ее, беременную Борисом (род. на Руси). Продолжая защищать независимость народной Угорской церкви от папских посягательств, Коломан был, однако, вынужден уступить папе инвеституру. Законы Коломана были изданы на народном (без сомнения — славянском) языке.

Развитое средневековье Править

XII век был временем усиленного культурно-религиозного, завоевательного напора латинского запада на схизматический восток, а вместе с тем, подъема могущества Византии и широкой наступательной политики Комненов. При мало выдающихся государях Венгрии все-таки отстояла политическую независимость, но в борьбе с Византией (Мануилом), опираясь на запад и с ним сближаясь, она стала быстрее подпадать его разностороннему влиянию. Правление Коломанова сына, легкомысленного Стефана II (ум. в 1131) уронило значение Венгрии малоудачными войнами (с Венецией, Византией) и вмешательством в дела соседей (Чехии, Руси). Стефан питал слабость к куманам и поселял их в центре Венгрии. Обманув ожидания брата Бориса, он оставил престол Беле II Слепому (до 1141), которому пришлось защищаться от Бориса и его союзников (Польши). Через жену Белы — Елену возникло обильное последствиями сближение Венгрии с Сербией и вообще южным славянством. При Беле II или еще ранее Босна («Рама») присоединена к Венгрии и вошла в титул венгерского короля. При Гейзе II (ум. в 1161), женатом на умной Евфросинье Мстиславовне, Венгрия, отразив в 1146 году новые попытка Бориса, опиравшегося на немцев (Конрада III), а потом тщетно рассчитывавшего на крестоносное движение французов (2-й крестовый поход через Венгрию, 1147), стала надолго целью завоевательных планов императора Мануила, хотевшего, по отнятии у Венгрии южно-славянских областей, подчинить ее империи. Гейза успешно отстаивал Венгрию против союза двух империй, опираясь на европейский запад (норманнов, Францию); он был в тесных связях с Русью (Изяславом Мстиславичем) и Сербией, которую поощрял против Мануила, потом с Чехией (Владислав II) и австрийскими Бабенбергами, наконец, позже, с Фридрихом I Барбароссой. Гейза поселил немцев (саксов) в Трансильвании и Северной Венгрии. — Стефан III (1161—1173) должен был в упорных войнах (в союзе с Чехией) защищать наследие Белы, Далмацию и Срем, которые пришлось, однако, все-таки уступить Византии. Бела III (1173—1196), прекрасно подготовленный к власти в Византии, поднял снова Венгрию в политическом отношении и водворил в ней благоустройство. Он, по обещанию, оставался верен Мануилу до его смерти (1180), но затем вернул Венгрии и Срем, и Далмацию, от которой только острова отошли к Венеции. Галич был временно присоединен к Венгрии и тоже вошел в титул венгерских королей. Вовлеченная в византийские смуты, Венгрия, наряду с крестоносцами 3-го похода (Фридрих I), играла роль в событиях Балканского полуострова, где усиливалось и освобождалось славянство (основание 2-го Болгарского царства, 1185). Бела упорядочил государственное управление, оградив интересы короны, а также низших сословий, от посягательства магнатов. Но западные феодальные порядки и строй уже проникали в Венгрию, главным образом путем изъятия высшего дворянства, духовенства и городов из жупной организации. Римской церкви и папскому престолу Бела служил верно и делал уступки; с этих пор латинство берет в Венгрии решительный верх, хотя восточный обряд еще долго держится. Правление сына Белы Эмериха (1196—1204) ознаменовалось вмешательством в дела Венгрии папы Иннокентия III, сделавшего из Эмериха своего послушного слугу и подстрекавшего его к походам против сербов и болгар. По поводу вмешательства в сербские дела Эмерих присвоил венгерскому королю еще титул rex Serviae. Андрей II (1205—1235), слабый и беспорядочный, расточал коронные доходы и раздаривал земли, допускал своеволие магнатов и тем возбуждал неудовольствие народа. Дорого стоившие походы в Галицию, где Андрей утвердил венгерскую власть и посадил сына Коломана, впрочем, ненадолго (с 1206 года встречаем титул rex Galiciae et Lodomeriae), и ненужный крестовый поход (1217) еще увеличили ропот. При открытом выступлении против Андрея оппозиции, во главе которой стал его собственный сын Бела, только вмешательство папы, примирившего стороны, предупредило кровопролитие. Андрей уступил общему требованию государственных реформ. Данная им в 1222 году Золотая булла ограничила произвол короля и магнатов, установила права других сословий, обеспечила права и положение мелких землевладельцев и вольных людей. Мелкая шляхта наравне с магнатами стала участвовать в государственном собрании. Наконец, высшему сословию и венгерскому духовенству дано право сопротивления королю, поступающему против закона. В административном отношении комитатское устройство сохранялось, хотя и с изъятиями. Саксам Андрей подтвердил их привилегии и дал им независимое от жупных властей управление. Одному из замечательных государей Венгрии, Беле IV (1235—1270), выпали на долю тяжелые испытания и трудные задачи. Вторжение татар, наголову разбивших венгров (1241, при Сайо), причинило Венгрии страшное бедствие и принудило Белу спасаться в Хорватии и Далмации, куда, впрочем, татары тоже проникли. После удаления их из Венгрии (1243) Бела выказал замечательную энергию в восстановлении порядка, упрочении королевской власти, применении Золотой буллы и поднятии благосостояния страны. В города призывались немецкие купцы, промышленники и поселенцы, которым давались привилегии. Новые партии куман были водворены на коронных землях (Великая Кумания). В Хорватии Бела, rex totius Slavoniae (хорватское королевство — триединое: Regnum Croatiae, Slavoniae, Dalmatiae), раздавал привилегии и дарственные грамоты дворянам, городам и уездам. Преданный Риму, Бела ревностно служил его интересам и латинству. Столкновение его с сыном Стефаном, главой оппозиции, быть может, объясняется именно религиозным разногласием. После краткого правления Стефана V (до 1272) на престол вступил брат его Ладислав IV, носивший прозвище Кумана, как сын куманки (до 1290). Способный, но легкомысленный и испорченный Ладислав расточал коронные имения и по пристрастью к куманам распустил их совершенно, чем вызвал такие с их стороны насилия, что пришлось прибегать к крайним мерам. При таком безначалии и упадке королевской власти в отдельных областях Венгрии выдвинулись полунезависимые правители, напр. Матвей Чаки Тренчанский, в Словачине, что грозило целости Венгрии Ладислав помог Рудольфу Габсбургскому против Оттокара II Чешского (1278) и этим положил основание политическому преобладанию Габсбургов, предъявивших скоро притязания и на Венгрию. Ладислав убит был куманами из личной мести. Преемник его, Андрей III (1290—1301), восстановил авторитет короны, хотя Матвей Тренчанский удержал в своих руках значительную власть. Сына Рудольфа Габсбургского, Альбрехта, Андрей заставил отречься от притязаний на Венгрию. С Андреем III прекратился род Арпадовичей.

Рядом с выдвинутым папой Бонифацием VIII Карлом-Робертом Неаполитанским, родственнивом Арпадовичей, явились еще претенденты. Магнаты, с Матвеем Тренчинским во главе, выбрали Вацлава II, короля чешского и польского, предложившего вместо себя сына Вацлава (III), принятого и коронованного в Ст. Белграде. Карл бежал, но папа все-таки в 1303 году присудил ему Венгрию. Когда же Вацлав оставлен был приверженцами (даже Матвеем), отец вывел его из Венгрии, предоставив корону Оттону Баварскому, который и добыл ее, а вернувшийся было Карл бежал в Хорватию. Но нового короля не признали М. Тренчинский и воевода Трансильвании (Ладислав Апор), в руки которого попал Оттон. Тогда только Карл-Роберт утвердился на престоле (1308) и объединил Венгрию, хотя М. Тренчинский долго еще отстаивал независимость своей области (всей Словачины). Карл-Роберт (ум. в 1342), выросший в иных условиях и понятиях и понимавший власть королевскую лишь сильною и неограниченною, выказал это и в управлении, поскольку ему позволяли обстоятельства и автономный строй Венгрии. Он старался ограничить власть и права магнатов и избегал созыва сейма. Вообще при Анжуйцах продолжался начавшийся еще при Арпадовичах процесс разложения старого строя под влиянием зап.-европ. феодализма. Карл-Роберт, вводя при дворе рыцарские нравы, заботился и о внешнем блеске и пышности своего царствования. Внешними дипломатическими сношениями Карл-Роберт поднял значение Венгрии в политическ. и международном отношениях, и если он еще более имел в виду свои династические интересы, чем народно-угорские, то последние вполне уже понимал и умел отстаивать его сын, Людовик I Великий (1342—1382), поднявший Венгрию на вершину славы и могущества. Не нарушая автономных учреждений и охраняя права короны, Ладислав заботами о народном благосостоянии и просвещении сильно поднял духовную и материальную культуру в Венгрии. При нем Венгрия объединила значительную часть западного славянства и стала большой славянской державой, от Балканского п-ова до Балтийского моря, от Черного — до Адриатики. На востоке ее власть признали Валахия и Молдавия. При Людовике прибыл в Венгрию и поселился в Мукачевской области русский князь Федор Кориагович, из Подолии, с массой русских переселенцев. Утвердив венгерскую власть в Хорватии, Людовик отнял у Венеции Далмацию, которой она завладела в начале XIII века. На Дунае Людовик, отбросив турок, начавших движение к северу по взятии Адрианополя, временно присоединил к Венгрии Бдынскую Болгарию и распространил свое влияние на Сербию и Боснию (Стефан Твердко), хотя, впрочем, баны и короли Боснийские и прежде были подручниками венгерских королей. Как сын Елисаветы, сестры бездетного короля польского Казимира III, Людовик (1370) получил и польскую корону, а вместе и Галич, из-за которого шла тогда война Литвы с Польшей. Соединение стольких славянских земель под венгерской короной дало в Венгрии решительное преобладание славянской стихии, ославянившей самую династию и направившей Венгрию в русло славянской политики, именно, объединение против западных врагов и турок. Людовик, не имея сына, завещал Венгрии своей старшей дочери Марии, ставшей, по договору с Карлом IV, невестой его сына Сигизмунда, предназначенного, таким образом, в короли Венгрии. Как брат чешского короля (Вацлава, или Венцеслава), Сигизмунд имел много приверженцев, именно в Словачине. За Марию правила мать Елисавета. Отложившись от Венгрии, Польша призвала в 1384 году другую дочь Людовика, Ядвигу. В самой Венгрии пошли замешательства. В Хорватии, а затем и в Венгрию, выбрали Карла Неаполитанского (из Анжуйцев), который, по прибытии в Венгрию, был умерщвлен, по наущению Елисаветы, в 1386 году, за что она и Мария попали в плен к хорватам, причем Елисавета была убита. Мария же была освобождена явившимся и вступившим, наконец, в права свои Сигизмундом. Представитель Люксембургской династии, С. по характеру и личным качествам не стоял на высоте трудной задачи — сдерживать возраставшую турецкую силу; он не умел даже удержать в целости владения Венгрии и заслужить доверие и сочувствие подданных. Поражение, нанесенное ему турками (1396, при Никополе), еще более ему повредило. Позже Сигизмунд правил лучше и законнее; но от Венгрии его отвлекали дела имперские (по избрании императором) и борьба с гуситами. Нуждаясь в поддержке магнатов (на сеймах), он потакал их своеволию. Далмация при нем снова подпала под власть Венеции. При Сигизмунде возникли первые сербские поселения в Венгрии Сигизмундов зять и наследник Альбрехт, первый государь Венгрии из дома Габсбургов, умер уже в 1439 году, оставив сына Владислава Постума. Но венгры, боясь регентства, выбрали польского кор. Владислава, вскоре погибшего в войне с турками при Варне, в 1444 году. Против него защищала права Владислава Постума северная, словацкая Венгрия, с чешским полководцем Иоанном Искрой, подчинившим себе все северные области и опиравшимся на гуситскую Чехию (1440—1462).

Позднее средневековье Править

Правивший Венгрии в малолетство Владислава Постума Ян Гуниад, румынского рода, доблестный воин и человек, прославился геройской войной с турками (1448 — неудача, 1456 — победа). После его смерти возникли смуты и преследованья семьи Гуниадов. Владислав бежал в Прагу, где и умер. После его смерти в Венгрии одолела партия Гуниадов и выбран королем сын Яна, Матвей Корвин (1458—1490), которому, впрочем, пришлось еще до 1462 года выдержать сопротивление гуситской Словачины, колебавшейся между императором Фридрихом III и Казимиром Польским. В Хорватии, которая досталась было Фридриху III, Корвину удалось утвердиться лишь в 1465 году. На юге даровитый король успешно отражал турок; на западе не менее успешно воевал с Фридрихом III Габсбургским, не оставлявшим своих притязаний на Венгрию. Втянутый в борьбу с гуситским королем Юрием Подебрадским, Матвей Корвин овладел Моравией и Лужицей и был выбран там в короли Чешские. Внутри страны Матвей Корвин, соблюдая конституцию и созывая сеймы, особенно поднял финансы Венгрии, создал сильную армию («черный легион», в котором главную основу составляли сербы; князь Павел Кинижи) и прославил себя правосудием, а также покровительством образованию и науке, собирая при дворе иностранных ученых и художников. При Матвее Корвине продолжались массовые переселения сербов в Венгрию (южно-венгерские комитаты — Банат, Срем), где они являлись главной силой против турок. При Гуниадах славянская стихия в Венгрии не теряла руководящей роли, и сами они были значительно ославянены (Матвей Корвин знал несколько славянских языков и издавал славянские грамоты). Значение Венгрии как славянской державы еще возросло при следующей династии — Ягеллонах (до 1526); которые, однако, не могли спасти Венгрию от распада, под двойным напором врагов-турок и «друзей»-Габсбургов. После смерти Матвея Корвина большинство выбрало не его сына, Яна, а чешского короля Ягеллона Владислава (V), которому пришлось отстаивать престол против других претендентов, к числу которых принадлежал император Максимилиан I. Война с последним кончилась миром (1491), по которому, в случае прекращения мужского потомства Владислава, наследственные права предоставлялись Габсбургам. Слабое правление Венгрией ознаменовалось общей реакцией во внутренних делах, ослаблением королевской власти и своеволием магнатов. Заслугой Владислава было составление книги законов Opus tripartitum (при участии Ст. Вербечи), действовавшей до нового времени под названием «Corpus juris Hungaricum». Возникшая вследствие внутренней неурядицы крестьянская война (1514) была с жестокостью подавлена. В 1515 году, на съезде Владислава с Максимилианом и Сигизмундом Польским, было заключено соглашение о наследственных правах на венгерскую корону, в интересах Габсбургов, которым окончательно проложен путь на венгерский престол. При сыне Владислава, Людовике II (1516—1526), турки, все смелее наступавшие на Венгрию (Сулейман II), предприняли решительный натиск, к которому Венгрия, волнуемая борьбой партий и происками Запольи, стремившегося к короне, не была готова. В 1526 году при Мохаче турки нанесли венграм жестокое поражение, ставшее роковым для Венгрии, ее целости и независимости. Погром турецкий и притязания Габсбургов разорвали Венгрию на части.

См. также Править

Шаблон:ЭСБЕ Шаблон:История Венгрии

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики