ФЭНДОМ

Средневековая Моравия — история Моравии в Средние века.

Заселение Моравии славянами относится приблизительно к VI веку. Известий о путях и порядке заселения не сохранилось. На первых порах поселенцам пришлось вынести вторжение аваров, которые, разорив Моравию, заставили жителей теснее сплотиться. В VII веке мораване вместе с чехами сбрасывают аварское иго и соединяются под властью Само. К этому союзу вскоре присоединяются и другие соседние с Чехией и Моравией славяне. С ним приходится считаться даже франкам.

В IX веке, при Карле Великом, Моравия признает верховную власть франков и обязывается платить им определенную дань. В Моравии является масса немецких колонистов, проникает христианская проповедь и устраивается церковь, не с одними религиозными, но и с политическими целями. Притязания немцев вызывают Моравию на борьбу, которая длится почти все время исторической жизни этого княжества.

Первым известным князем Моравии является Моймир, до известной степени князь-собиратель земли. Около 830 года мы видим его в борьбе с другим князем, Прибиной, правившим в Нитранской области; Моймир изгнал Прибину и присоединил его землю к своей. Людовик Немецкий сверг Моймира и посадил на его место Ростислава (840), вероятно, обещавшего Людовику полную покорность. Ростислав не оправдал надежд Людовика и хотя был врагом войны, попытался избавиться от немецкого ига. Он строил крепости и города (Девин, Велеград), вступил в сношения с болгарами (853), с мелкими чешскими князьями, и всех побудил к общей войне с немцами. Людовик предпринял в 855 году поход в Моравию, но результат его был неудачен для немцев: Ростислав не только отразил их, но сам вторгся в соседнюю восточную марку и затем признал себя независимым, отказался платить дань и отправлять своих послов на имперский сейм.

Свергнув политическое иго немцев, Ростислав задался целью освободиться от них и в церковном отношении и обратился в 862 году в Византию с просьбой прислать проповедников, знакомых со славянским языком. Здесь появились Кирилл и Мефодий: возникла славянская письменность и богослужение на славянском языке. Появление новых проповедников грозило опасностью немецким интересам Моравии. Немецкое духовенство начало ожесточенную войну против Ростислава. Орудием борьбы выбран был племянник Ростислава, Святополк, правитель в Нитре. Ростислав попался в руки племянника, был выдан немцам, подвергся ослеплению и заключению. В эти же годы томился в плену у немцев архиепископ Мефодий.

В 870 году Святополк вступил на моравский престол, признав над собой верховную власть своих покровителей; но вскоре франки заподозрили Святополка в измене, схватили и отослали на суд к Людовику в Регенсбург. Моравия тем временем подверглась грабежу Карломана; в ней появились жадные и жестокие маркграфы. Славяне под начальством Славомира восстали. Святополк был оправдан, и ему вверили усмирение бунта; вместо того он присоединяется к своим, изгоняет маркграфов из Моравии, истребляет почти все немецкое войско (871). Внутренние раздоры в Германии заставляют Людовика заключить небезвыгодный для Святополка мир в Форхгейме (874). Результатом этого мира было возвращение Мефодия в Моравию. Святополк не понимал, однако, значения национальной славянской церкви и поддался сильной при его дворе немецкой партии. Он допустил назначение в качестве помощника Мефодию епископа Викинга, главы немцев в Моравии. Последний всячески вредил делу Мефодия, а по его смерти (885), сделавшись архиепископом Паннонским и Моравским, постарался изгнать всех учеников и последователей Мефодия из Моравии и вновь подчинить моравскую церковь немецкой. В политическом отношении Моравия росла: её владения шли от границ Баварии до западных пределов нынешней России; она включала в себя Чехию, Паннонию, Галицию, часть лужицких славян, но этот рост был искусственный и случайный: он был обусловлен сделками Святополка с Арнульфом, а также личной энергией его.

После смерти Святополка (894) между его сыновьями началось соперничество, единства власти не стало, присоединённые к Моравии земли стали отпадать, например, Чехия. С немцами приходилось заключать невыгодные условия. Арнульф, пользуясь обстоятельствами, все более вмешивается во внутренние дела: Моравии грозит потеря независимости и онемечение. Но в Европе появляются мадьяры, и благодаря им Моравия теряет только свою политическую самостоятельность: она платит дань, участвует в военных предприятиях венгров на запад, но не теряет своей национальной самобытности.

См. также Править

Литература Править

Шаблон:ЭСБЕ

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики