ФЭНДОМ

Сре́дняя А́зия (устаревшее название — Туркеста́н):

1) В физико-географическом отношении это часть Центральной Азии, входившая в состав Российской Империи и СССР. В её состав входят плато Устюрт, Туранская низменность, Тургайское плато, Казахский мелкосопочник и частично горы: Копетдаг, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Саур и Тарбагатай.

2) В политико-географическом отношении Средняя Азия — общее название для следующих государств: Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан (иногда сюда включают и Казахстан).

3) в СССР «среднеазиатский экономический район» включал с себя Узбекскую, Киргизскую, Туркменскую и Таджикскую ССР (Казахская ССР выделялась в отдельный экономический район, отсюда выражение «Средняя Азия и Казахстан»).

Природа Править

Природа Средней Азии определяется прежде всего засушливостью климата. Бо́льшая часть территории занята пустынями. Много осадков выпадает только в горах. Стекающие с гор реки позволяют орошать значительные территории (Ферганская долина, Голодная степь, Каракумский канал). В то же время большой забор воды для орошения привёл к почти полному исчезновению Аральского моря.

Главные реки в Средней Азии — Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море, а также Или, впадающая в озеро Балхаш.

Население Править

Общая численность населения 5 стран Средней Азии — 58,5 млн. человек (2004).

Бо́льшая часть населения — представители тюркоязычных народов — узбеки, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, уйгуры. Таджики относятся к иранской группе (таджикский язык близок к фарси). Много русских. Проживают также немцы, корейцы, дунгане.

Верующие в основном мусульмане.

Хозяйство Править

В экономике Средней Азии доминируют сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых.

Благодаря долгому жаркому лету распространены хлопководство, садоводство, бахчеводство, шелководство. На пустынных пастбищах разводят овец и верблюдов.

Из полезных ископаемых наиболее важны нефть и природный газ. Имеются также запасы руд цветных металлов.

Транспорт Править

Железнодорожные линии соединяют страны Средней Азии друг с другом и с Россией. Определённое значение имеет судоходство на Каспийском море, а также по рекам Амударье и Сырдарье (в Казахстане также по Иртышу и Уралу).

C юга и востока Средняя Азия ограничена горами, поэтому сообщение с Ираном, Афганистаном и Китаем затруднено (соответственно отсутствуют удобные связи с Пакистаном и Индией, нет выхода к Индийскому океану).

В 1991 было осуществлено железнодорожное соединение Китая с Казахстаном (Дружба/Алашанькоу, через Урумчи). В будущем будет предполагается также создать соединение Китая с Киргизией (через Кашгар). В 1996 было создано железнодорожное соединение Туркмении с Ираном (линия ТедженСерахсМешхед). Серьёзную проблему для прямого железнодорожного сообщения представляет различие колеи (1524 мм на территории бывшего СССР, 1435 мм в Китае и Иране, 1676 мм в Индии и Пакистане).

Существуют также обширные планы строительства автомобильных дорог для улучшения связей с сопредельными государствами.

Шаблон:Geo-stub

Шаблон:Регионыan:Asia Zentral ar:آسيا الوسطى bg:Централна Азия ca:Àsia Central de:Zentralasieneo:Mez-Azioet:Kesk-Aasia fa:آسیای میانه fi:Keski-Aasiaid:Asia Tengah is:Mið-Asíaja:中央アジアkw:Asi Gres lt:Vidurinė Azija nl:Centraal-Azië no:Sentral-Asiapt:Ásia Central ro:Asia Centrală scn:Asia cintrali simple:Central Asiasv:Centralasien tg:Осиёи миёна th:เอเชียกลาง tl:Gitnang Asya tr:Orta Asya uz:O'rta Osiyo vi:Trung Á zh:中亚

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики