ФЭНДОМ

Шаблон:Города Турции Стамбу́л (тур. İstanbul) — крупнейший город, важный морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции (население 10 млн. чел. — 2006 г.). Расположен на берегах пролива Босфор, имеет огромное международное историческое культурное значение. До 1930 года назывался Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, тур. Konstantiniyye), до 450 года Но́вый Рим или Второй Рим (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma), до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях был известен как Царьград, в современном русском языке это уже архаизм, но в болгарском и сербском слово (в форме Цариград) всё ещё употребляется как синоним слову Истанбул (Стамбул). После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя (Стамбула) в Анкару. 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул.

Столица Римской, а затем Византийской империи. Однажды был захвачен русским князем Олегом. 29 мая 1453 года был завоеван армией Османской империи под начальством османского султана Мехмеда II.

История города Править

Следы первых поселений вокруг Стамбула были обнаружены на Азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первое поселение в окрестностях нынешнего дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку.

ВизантийПравить

Первой известной датой в истории Стамбула считается 680 году до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегара (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Кадыкёй.

Непосредственно сам город Византий основал Визант (Визас) из Мегара в 667 году до нашей эры. Согласно легенде дельфийский Оракул дал напутствие Византу, в котором было предсказано поселиться в том месте, откуда «будет плохо видно людей напротив» или «напротив слепых». Основав город на полуострове, образованным проливом Босфор, бухтой Золотой рог и Мраморным морем, Визант вскоре прослышал про цивилизацию, живущую на противоположной стороне залива и которая называлась Халкидон, он чувствовал её, но не мог разглядеть. Визант посчитал их слепцами, что при выборе места поселения они несмогли разлядеть удачный европейский полуостров.

Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, и соответственно торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское. Но благодаря такому важному положению город много раз подвергался нападениям.

В 515 году до н.э., во время похода Дария на скифов, город был подчинён персидской власти. После сражения при Платеях город освободился от персидской власти с помощью спартанского и афинского флота (Павзаний) и вновь получил важное стратегическое значение. Держась на стороне афинского союза государств, Византий во время Пелопоннесской войны не раз был яблоком раздора между спартанцами и афинянами. Победы Алкивиада (408 г. до н.э.) удержали его в Афинском союзе. После вспыхнувшего восстания против афинян Византий получил право автономии (357—355 гг. до н.э.). В 227 году до н.э. галаты, прибывшие из Европы, поселяются на Азиатской стороне города. А в 146 году до н.э. союз, заключенный с Римом обеспечил военную оборону города.

В 74 году до н. э. город попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. Но в 193 г. н. э. во время междоусобных войн византийцы поставили на одного из перетендентов, а победил другой — Септимий Север. Септимий три года осождал город и после его завоевания приказал разрушить все укрепления и отменить все политические и торговые привилегии. После значительного разрушения город быстро пришел в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из сохранившихся построек со времён Септимия Севера частично сохранился ипподром.

Римская империя Править

(см. также Римская империя)

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, Император Римской империи Константин Великий разворачивает в городе крупнейшее строительство - перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Аппостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении Императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов - столько же, сколько в Риме.

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После развала империи Константинополь становится столицей Византийской империи.

Византийская империя Править

(см. также Византийская империя)</br> Во времена правления императора Юстиана в 527565 годах для Констанинополя наступает золотой век. Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиан заново отсраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Ообое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таким на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Город даже стали называть просто Город.

Османская империя Править

(см. также Османская империя)

Турецкая республика Править

(см. также Турецкая республика)</br> В 1923 году, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установлением Турецкой республики, столичные функции Стамбула переходят в Анкару. Однако сам город сохранил за собой право называтся торгово-промышленным, коммерческим, а позднее и туристическим центром страны.

География Править

Расположение Править

Файл:Istambul and Bosporus big.jpg

Стамбул расположен в холмистой местности на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор и с юга — на берегу Мраморного моря. Основная часть города находится в Европе, меньшая — в Азии. В свою очередь, европейская часть города делится на две части бухтой Золотой Рог. Площадь города — 1 538, 77 км², координаты — Шаблон:Coor.

Стамбул обладает очень удачным географическим положением — город расположился сразу в двух частях света на пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Мраморного моря и далее в Средиземное.

Климат Править

В Стамбуле климат субтропический, средиземноморский, мягкий и влажный, тепло с ранней весны до поздней осени, небо часто затянуто облаками (средняя температура в январе — от +3 до 9 °C, в августе — от 20 до 29 °C, температура воды — 23 °C). Осадков — 633 мм в год. Зимы дождливые, иногда выпадает снег.

Таблица среднемесячного распределение температур:

Месяц Maximum Temperature Lowest temperature Дождливые дни Солнечные дни
Средняя Абсолютная Средняя Абсолютная
Январь 9 19 3 -13 18 2.6
Февраль 9 24 2 -16 15 3.3
Март 11 27 3 -11 14 4.4
Апрель 16 33 7 -2 9 6.6
Май 21 34 12 2 8 8.9
Июнь 26 37 16 6 5 10.8
Июль 29 39 18 11 4 11.7
Август 29 41 20 10 3 11.3
Сентябрь 25 38 15 6 6 8.5
Октябрь 21 33 12 3 10 6.2
Ноябрь 15 27 9 -7 13 4.6
Декабрь 11 22 5 -12 17 2.3

Городское управление и районы Стамбула Править

Городское управление осуществляет муниципалитет, избираемый на 4 года. Муниципалитет занимается вопросами местного бюджета, налогов и сборов, благоустройства и т. д. Стамбул делится на 31 административных районов, навазания которых часто берут от имени находящихся в них мечетей, или же от названий прилегающих к ним ворот городской стены.

Районы и кварталы Стамбула Править

Файл:Golden Horn and Sultanahmet.jpg
Файл:Stambul.JPG

Европа:

Азия:

Экономика и демография Править

Стамбул является центром экономического развития и главным промышленным городом Турции. Экономика в основном базируется на машиностроении (в том числе судостроении), химической, цементной, пищевой, легкой, полиграфической, деревообрабатывающей, бумажной и стекольной промышленности, торговле и туризме. В Стамбулe — основные банки страны, иностранные страховые общества и агентства.

Рост численности населения:

Год Население
330 40 000
400 400 000
530 550 000
545 350 000
715 300 000
950 400 000
1200 150 000
1453 36 000
1477 75 000
1566 600 000
Год Население
1817 500 000
1860 715 000
1885 873 570
1890 874 000
1897 1 059 000
1901 942 900
1914 909 978
1927 680 857
1935 741 148
1940 793 949
Год Население
Октябрь 1945 860 558
October 1950 983 041
October 1955 1 268 771
Октябрь 1960 1 466 535
Октябрь 1965 1 742 978
Октябрь 1970 2 132 407
Октябрь 1975 2 547 364
Октябрь 1980 2 772 708
Октябрь 1985 5 475 982
Октябрь 1990 6 620 241
Год Население
Ноябрь 1997 8 260 438
Октябрь 2000 8 803 468
Январь 2005 9 797 536
Январь 2006 10 034 830

Наука и образование Править

Стамбул является научным центром Турции. В городе расположено три университета — это Стамбульский университет, Стамбульский технический университет и Университет Богазичи, также в стамбуле находится Стамбульская академия экономики и торговли, Высшая техническая школа, Академия изящных искусств, Стамбульская консерватория и другие высшие учебные заведения. В городе действуют ряд научных обществ — Турецкое медицинское общество, Турецкое биологическое общество, Турецкое химическое общество. Крупнейшие библиотеки города — библиотека Стамбульского университета и библиотека Стамбульского технического университета, библиотека Сулеймание, библиотека Баязида.

Культура Править

Музеи Править

Крупнейшие музеи города: Музей храма Святой Софии, Стамбульский археологический музей, Музей живописи и скульптуры, Музей дворца Топкапы, Мозаичный музей, Музей турецкой и исламской культуры, Музей восточной культуры, Муниципальный музей и др.

Театры и галереи Править

Театры: Городской, «Кен-тер», «Харбие», «Фатих», «Гюльтепе», «Кадыкёй», оперный зал «Максим».

Средства массовой информации Править

Газеты Править

Одна из самых влиятельных газет Турции, газета Заман издаётся в Стамбуле с 1986.

Телевидение Править

В Стамбуле расположены многочисленные местные и общенациональные телевизионные компании и студии: CNBC-e, CNN Türk, MTV Türkiye, NTV Turkey, Kanal D, ATV Turkey, Show TV, Star TV, Cine5, SKY Türk, TGRT, Kanal 7, Kanal Türk, Flash TV и другие.

Достопримечательности Стамбула Править

Римский и Византийский период Править

Файл:Istanbul hippodrome-2006.JPG

Мечети Править

Файл:Mosques in Istanbul at dusk.jpg

Дворцы Править

Площади Править

Крепости Править

Башни Править

Парки Править

Мосты Править

Исторический транспорт Править

Базары Стамбула Править

Транспорт Править

Файл:SchienenverkehrIstanbul2006.png

Стамбул — крупнейший транспортный узел Турции. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. В городе имеются крупные морские порты и международные аэропорты.

Автомобильный транспорт Править

Стамбул — важный центр автомобильных перевозок, лежащий на пересечении транспортных путей, соединяющих Европу и Азию. В городе действует Международный автовокзал Буюк Истанбул Отогари. Серьёзную проблему для города представляют автомобильные «пробки», особенно на трассах, пересекающих Босфор.

Воздушный транспорт Править

Пассажирские воздушные перевозки из Стамбула осуществляются через два международных аэропорта — аэропорт Ататюрка (IST) (Atatürk International Airport), расположенный в европейской части города на растоянии 24 километра от его центра и аэропорт Sabiha Gökçen International Airport, расположенный в азиатской части города.

Водный транспорт Править

Морская акватория Стамбула охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря.

Железнодорожный транспорт Править

В городе имеется два пассажирских железнодорожных вокзала: Вокзал Сиркеджи, находящийся в европейской части города и Вокзал Хайдарпаша, находящийся в азиасткой части города. Помимо поездов дальнего следования с вокзалов ходят пригородные поезда. Через грузовые железнодорожные станции Стамбула проходит значительный объём грузов, в первую очередь предназначенных для перегрузки в морских портах.

Общественный транспорт Править

В городе действует разветвленная сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов, системы трамвайного сообщения (см. Стамбульский трамвай) и метрополитен, причем метрополитен представляет собой три линии подземки, не связанные между собой. Это Тюнель, ветка Метрополитена (metro) и ветка «Лёгкого метро» (hafif metro), находящиеся в европейской части города. В городе существуют две линии пригородных поездов — европейская и азиатская.

В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» [1] (срок окончания — 2008 год), который объеденит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

Существенная доля пассажирских наземных перевозок приходится на маршрутное такси (Долмуш) и водный транспорт (особенно для пасажиропотока между Азией и Европой).

Общественный транспорт в Стамбуле оплачивается самыми разными способами — жетонами (jeton), билетами (bilet) или многоразовыми магнитными билетами «акбиль» (akbil).

Интересные факты Править

  • Стамбул — один из немногих городов мира, расположенных сразу в двух частях светаЕвропе и Азии.
  • На территории мусульманского города находится резиденция Константинопольской православной церкви.
  • За свою историю город был резиденцией 10 римских, 82 византийских императоров и 30 османских султанов.
  • Стамбул раскинулся в длину на 150 км., а в ширину на 50 км. Город очень быстро растёт — ежегодно, в городе появляется 1 000 новых улиц, а в западно-восточной оси застраиваются новые жилые районы.
  • Каждый 5 житель Турции проживает в Стамбуле. Число туристов, посещающих этот город достигает 1,5 млн. человек.
  • Музеи и исторические достопримечательности Стамбула по значимости наполовину равноценны всем историческим ценностям и реликвиям, имеющимся во всей Турции.

См. также Править

Города побратимы Править

Ссылки Править

Шаблон:Крупнейшие города мира Шаблон:Всемирное наследие

Шаблон:Города, расположенные в двух частях света

Постройка Собора святой Софии в Константинополе

Стамбул:

Фотографии:

Карты города:

Транспорт:

Мобильная связь:

Турецкий язык:

Шаблон:Geo-stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики