Фэндом

История Вики

Теократия

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Формы правления Теократия (буквально — боговластие, от греч. θεος — бог и κρατειν — править).

а) форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой (в более узком понимании — исполняет религиозные функции как первичные, ситуация со вторичностью религиозных функций называется цезаропапизм);
б) теократия часто понимается и в прямом смысле, как власть Бога в государстве.

Теократии в Древнем мире Править

Теократии в Средние века Править

Теократии в Новое время Править

Теократии в ХХ-ХХI века Править

В наши дни теократическими монархиями являются Ватикан и Саудовская Аравия (основным законом последней является Коран). Элементы теократии (или, уже, цезаропапизма) усматриваются в протестантских странах, где монарх является главой церкви (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания).

Примером республики с теократическим управлением является Иран, где кандидаты на основные государственные должности утверждаются советом аятолл; главный аятолла носит титул верховного руководителя государства и имеет больше власти, чем президент.

Автономной монашеской республикой в составе Греции является Афон.

Исторические теократии Править

Императоры языческой римской империи обожествлялись (считались богами) и были верховными жрецами (pontifices maximi) языческого культа. Схожее положение было и во многих обществах (Египет, Месопотамия, Палестина).

В древнееврейском государстве теократия осуществлялась непосредственным избранием правителя самим Богом, то есть была истинным Боговластием. Этими правителями были сначала судьи, а впоследствии цари. В эпоху судей избрание судьи Богом было особенно явным. В эпоху царей, избираем был не конкретный человек, а вся династия — «Дом Давидов». Царь так же не был религиозным главой евреев — существовал ещё первосвященник. Один из царей был даже поражён проказой за попытку совершить жертвоприношение в храме.

В истории Византии получил дальнейшее развитие теократический принцип, как он был реализован в еврейском государстве. В византийской традиции он называется симфонией властей.

Теократическими были некоторые реформистские и протестантские режимы раннего Нового времени: Флоренция Джироламо Савонаролы, Женева Жана Кальвина, территории, контролируемые Томасом Мюнцером во время его восстания.

В период 17211917 ситуация, близкая к «слабой» теократии протестантского типа, или к цезаропапизму, была в России, где Святейший Синод — коллективный орган руководства РПЦ, сменивший патриарха — был подчинён императору, которого в нём представлял светский чиновник — обер-прокурор Святейшего Синода. Синод издавал постановления «по указу его императорского величества». В российском законодательстве император назывался (с 1797) «главою церкви» (впоследствии с оговорками) и, до 1902, «крайним судией» духовной коллегии/Синода. Оба эти наименования в православной традиции обычно применяются лишь к Иисусу Христу.

См. также Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики