ФЭНДОМ

Туркмения
Türkmienistan
Шаблон:Флаг Туркмении Герб Туркмении
Флаг Туркмении Герб Туркмении
250px
Национальный девиз: «Halk, Watan, Türkmienbachi!(Народ, Родина, Туркменбаши)»
Гимн: «Гимн Туркмении»
Дата независимости 27 октября 1991
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык Туркменский
Столица Ашхабад
Крупнейшие города Ашхабад
Форма правления Президентская республика
Президент Гурбангулы Бердымухаммедов
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
51-я в мире
488 100 км²
4,9
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
113-я в мире
4 952 081
10 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта Манат
(TMM, код 142)
Телефонный код +993

Туркме́ния, Туркмениста́н, официальное название Туркменистангосударство в Средней Азии.

Граничит с Афганистаном и Ираном на юге, Казахстаном и Узбекистаном на севере, омывается Каспийским морем на западе.

История Править

Основная статья: История Туркмении

Присоединена к Российской империи между 1865 и 1885. В 1924 г. стала союзной республикой в СССР. Получила независимость после распада СССР.

Политическое устройство Править

Президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 года был Сапармурат Ниязов («Туркменбаши»). Временно после его кончины пост президента занял вице-премьер Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов.

В конституции Туркмении описаны два законодательных органа.

Первый — назначаемый Халк маслахаты (Народный совет, надпарламент, 2507 членов) — состоит из президента, депутатов Меджлиса, представителей судебной власти, министров, глав органов регионального самоуправления (областей — велаятов и районов — этрапов), представителей общественных организаций, старейшин. Халк маслахаты обсуждает вопросы общегосударственной политики (внесение изменений в конституцию, проведение выборов и референдумов, утверждение программ развития страны Шаблон:Nobr). Сессии проводятся не реже одного раза в год. Пожизненный председатель Халк маслахаты — Сапармурат Ниязов.

Второй — Меджлис (парламент, 50 членов). Депутаты избираются на 5 лет в одномандатных округах. Компетенция меджлиса — принятие законов. Практически все его полномочия в последнее время перешли к Халк маслахаты.

В 19941995 годах, рассматривался вопрос о наименовании занимаемой Ниязовым высшей должности как «Шах» и объявлении Туркменистана Шахством. Однако на совещании старейшин, проходившем в 1994 в Балканском велаяте, эта идея не была единодушно поддержана старейшинами, представлявшими несколько кланов Туркмении. (и др.) В связи с этим, а также учитывая высказанное в ходе негласных консультаций отрицательное отношение к этой идее руководств соседних Ирана, Узбекистана, России и учитывая натянутые отношения Ниязова с возможным наследником сыном Мурадом, Ниязов шахом объявлен не был.

Тем не менее, из официального названия государства «Республика Туркменистан» было исключено слово Республика, и официальным названием страны стало «Туркменистан».

В декабре 1999 Халк маслахаты объявил Сапармурата Ниязова бессрочным, пожизненным президентом, имеющим право переизбираться сколько угодно раз.

В феврале 2001, в день своего 61-летия, Ниязов назвал примерную дату своего ухода с поста президента — 2010. Перед этим в течение 2000 он более чем на 70 % обновил состав правительства и президентской администрации, сменил около десяти вице-премьеров, провёл масштабные чистки в Центробанке, МИДе, министерствах сельского хозяйства и образования, силовых ведомствах.

В 2001 вновь последовали чистки среди вице-премьеров, в силовых ведомствах, Центробанке, таможне, в руководстве железными дорогами.

В августе 2002 Халк маслахаты объявил Сапармурата Ниязова пожизненным президентом и переименовал в его честь месяцы года и дни недели. Ещё одним нововведением стало новое деление жизненного цикла человека на возрасты. Согласно новому измерению, возраст между 61 и 73 годами назван «возрастом вдохновения».

В ноябре 2002 в стране произошла попытка государственного переворота, организованного бывшими высокопоставленными государственными чиновниками (включая бывших председателя парламента, руководителей МИДа, силовых министерств, нескольких губернаторов) в сообществе с группой иностранных граждан. При этом была организована неудачная попытка покушения на жизнь президента страны Сапармурата Ниязова. Большая часть заговорщиков была арестована и в соответствии с решением суда приговорена к различным срокам тюремного заключения.

В 2003 были уволены все руководители силовых ведомств, включая Генпрокуратуру.

В 2005 в рамках анти-коррупционной кампании, инициированной президентом страны, были лишены своих постов ряд высокопоставленных чиновников, которые в соответствии с решением суда были пригорворены к различным срокам тюремного заключения.

24 октября 2005 Халк маслахаты полным составом (2506 человек) отклонил законопроект Ниязова о проведении президентских выборов в 2009. После этого Ниязов предложил считать, что принятие закона просто отложено до декабря 2009.

10 апреля 2006 Сапармурат Ниязов отправил на пенсию Генпрокурора Туркмении Атаджанову Курбанбиби, пост занял ее бывший первый заместитель Огшуков Мухемметгулы. Атаджанова занимала пост 11 лет. За этот период она стала «разоблачителем» доверенных лиц, таких как Еллы Курбанмурадов, Реджеп Сапаров и многих других, оскорбивших Ниязова «изменой».

21 декабря 2006 Сапармурат Ниязов скончался. До следующих выборов исполняющим обязанности президента был назначен заместитель председателя правительства республики Гурбангулы Бердымухаммедов.

На выборах 11 февраля 2007 года победил Гурбангулы Бердымухаммедов.

Туркменистан после эпохи Ниязова Править

15 февраля 2007 года президент подписал указ о реформировании системы образования. Отменяется "девятилетка" и вводится десятилетнее среднее образование, а в ВУЗах 5-6 летнее. [1]

16 февраля 2007 года в Ашхабаде открылись первые два интернет-кафе, а по плану компания "Туркментелеком" собирается открыть только в столице более 15-ти кафе с выходом в интернет. Интернет-связь будет действовать и в других велаятах. Планируется ввести интернет и в школах. [2]

20 февраля 2007 года Президент подписал указ "О создании Госкомиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана", что может послужить пересмотром ряда дел, по которым сотни людей, как может выяснится, были осуждены на многие годы тюрьмы в результате неправомочных действий некоторых прокурорских либо иных чиновников. [3]

22 февраля 2007 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов изъял из "клятвы верности" Родине - придуманного во время правления Туркменбаши стихотворного приложения к государственному гимну - упоминание о "Великом Туркменбаши". [4]

C 28 февраля 2007 года местные газеты сменили на первых полосах портрет Сапармурата Ниязова на фотографию нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. Ранее портрет сопровождался цитатой из книги Ниязова "Рухнама". Ныне под фотографией Бердымухаммедова публикуется фрагмент его инаугурационной речи. Фотографии бывшего президента Туркмении Ниязова все реже появляются на страницах газет. Изменения происходят и в экономической и социальной сферах: президент Туркмении подписал важные изменения в налогообложении в области здравоохранения. Отныне от уплаты налога на имущество освобождаются учреждения здравоохранения, а от НДС - медицинские услуги, а также реализация лекарств и медицинской техники. Это значит, что для граждан Туркмении снова окажутся доступными импортные лекарства. [5]

15 марта 2007 года президент Туркменистана Бердымухаммедов подписал указ, согласно которому, имя Первого Президента и «отца всех туркмен» Сапармурата Ниязова будет удалено с президентского штандарта. Вместо этого стяг будет украшать надпись: «Президент Туркменистана». [6] Также президент отменил ежедневную клятву верности республике и ее главе. [7]

17 марта 2007 года президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов, представляя членам правительства нового вице-премьера Хыдыра Сапарлыева заявил, что в Туркменистане вновь будет Академия наук, а также сельские поликлиники и военные кафедры в вузах. Сапармуратом Ниязовым были ликвидированы научные институты, работающие в фундаментальном и прикладном направлениях. Были закрыты также сельские поликлиники, пациенты которых направлялись в областные или столичные диагностические центры и лечебные учреждения. [8]

Географические данные Править

Файл:Turkmenistan-map.png

Административное деление Править

Экономика Править

Основная статья: Экономика Туркмении

В сельском хозяйстве занято около 30 % экономически активного населения, в промышленности — примерно 40 %, в сфере услуг — около 30 %. Главным природным богатством Туркменистана является природный газ.

По официальным данным темпы роста ВВП составили в: 1999 — 16 %, 2000 — 18 %, 2001, 2002 — 20 %, 2003 — 17 %, 2004 — 21 %.

Для поставок энергоресурсов используются различные виды транспорта, основным из которых является газопровод «Средняя Азия — Центр», построенный при советской власти. В различной стадии разработки находятся проекты строительства газопроводов в Афганистан, Китай, Индию и другие азиатские страны. Для транспортировки газа в Европу в обход территории России проектируется магистральный газопровод «Nabucco».

Внешняя торговля, экспорт: главное место занимает газ, нефть и нефтепродукты, а также электроэнергия, товары хлопковой группы, ковры и ковровые изделия. Экспорт достиг почти 4,4 млрд.

Внешняя торговля, импорт: машины и оборудование (для нефтегазовой отрасли), уголь, химические препараты, лекарства. Импорт был на уровне 2,4 млрд. долл.

Население Туркмении Править

Основная статья: Население Туркмении

Культура Править

Основная статья: Культура Туркмении
(отсутсвует)

Вооружённые силы Править

Численность Армии Туркменистана лимитирована в связи с нейтральным статусом страны. На данный момент вооружённые силы Туркменистана насчитывают 100.000 бойцов и офицеров.

См. также Править

Ссылки ==

Шаблон:Wikinewscat

Источники Править

  1. Отчим всех туркмен отменяет законы Ниязова в сфере образования
  2. В Ашхабаде открылись два первых интернет-кафе
  3. Президент Туркмении принял указ, разрешающий гражданам жаловаться на правоохранительные органы
  4. Новый президент Туркмении вычеркнул имя Ниязова из клятвы на верность Родине
  5. Смена режима в Туркмении идет быстро: посадили экс-спикера, который мог сменить Ниязова, портреты экс-президента заменили на нового
  6. Имя Туркменбаши уберут с флага Туркмении
  7. Президент Туркмении отменил ежедневную клятву
  8. В Туркменистане вновь будет Академия наук

Шаблон:Тюркские страны Шаблон:Центральная Азия Шаблон:Азия

Шаблон:ОИК

Шаблон:Stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики