Фэндом

История Вики

Турция

1623статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Турецкая республика
Türkiye Cumhuriyeti
Шаблон:Флаг Турции Герб Турции
Флаг Турции Герб Турции
250px
Национальный девиз: «Yurtta Sulh, Cihanda Sulh
(Шаблон:Lang-ru
Гимн: «İstiklâl Marşı»
Дата независимости 29 октября 1923
Официальный язык Турецкий
Столица Анкара
Крупнейшие города Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Ахмет Недждет Сезер
Реджеп Таййип Эрдоган
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
36-я в мире
780 580 км²
1,3
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
17-я в мире
73 193 000
93 чел./км²
ВВП
  • Итого (2005)
  • На душу населения
18-я в мире
612.3 млрд. $
8,385 $
Валюта Турецкая лира
Телефонный код +90

Ту́рция (тур. Türkiye), официальное название Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, расположенное частично в юго-западной части Азии, частично в южной Европе . До 1922 года известно как Османская империя. Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (полуостров Малая Азия) между Чёрным и Средиземным морем.

Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; и на западе — с Грецией, Болгарией. Турция омывается четырьмя морями: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное.

История Править

Основная статья: История Турции
Файл:Turkey Map RU.gif

Политическое устройство Править

Административное деление Править

Географические данные Править

Турция расположена в восточном полушарии. Её площадь (включая внутренние водоёмы) составляет 779 тыс. 452 кв. км. Основная часть территории Турции — 97 % — расположена в Азии и только 3 % — в Европе. Географическая особенность Турции — расположение на перекрёстке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы — с средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие Европу со многими странами Азии.

Максимальная протяжённость турецкой территории с запада на восток — 1600 км, с севера на юг — 600 км. С трёх сторон она омывается морями: на севере — Чёрным морем, на западе — Эгейским, на юге — Средиземным. Европейская и азиатская части Турции отделены друг от друга водной системой, образующей морской проход из Чёрного моря в Эгейское и включающей Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы. В южной части Босфора и бухты Золотого Рога (Мраморное море) расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции — Стамбул (бывший Константинополь).

Полезные ископаемые Править

На территории Турции насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического сырья. В первую очередь следует назвать хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, уголь и др. На долю Турции приходится 25 % общемирового запаса ртути. Турция располагает огромными топливно-энергетическими ресурсами — нефть, уран, бурый уголь, каменный уголь.

Экономика Править

Основная статья: Экономика Турции

Население Править

Основная статья: Население Турции

В момент образования Турецкой республики численность её населения была определена в 12532 тыс. человек. Всего в стране проведено 12 переписей. С 1927 года население Турции выросло в 4,4 раза, причём только с 1950 по 1985 годы — в 2,5 раза. Быстрый рост населения, превысившего в 2005 году 73 млн., остаётся важной проблемой страны.

Распределение жителей по территории Турции крайне неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного и Чёрного морей, а также районы, прилегающие к Эгейскому морю. Самый густо населённый город — Стамбул и самый малонаселённый — Хакъяри.

Основное население страны — турки. В стране ещё проживает более 25 национальных меньшинств — курды, арабы, греки (около 2 тыс.), черкесы(около 3 млн), армяне (около 45 тыс.), евреи, грузины, лазы и т. д. По вероисповеданию турки — мусульмане-сунниты. Государственный язык — турецкий.

Религия Править

Турция — светское государство. В стране законодательно религия отделена от государства. В стране действуют около 78 тыс. мечетей, еще 900 мечетей — мусульман-алавитов. Кроме мусульманских, в стране открыто 373 религиозные общины.

321 общины — различные христианские, 36 иудейских синагог — в Стамбуле, Адане, Анкаре, Измире, Чанаккале, Хатае, Бурсе, Кыркларели, еще три синагоги зарегистрированы, но пока не действующие.

[1]

Культура Править

Основная статья: Культура Турции

Турция и Евросоюз Править

В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в эту организацию.

В 1963 Турция подписала с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — договор, в котором признавалось право страны вступить в союз.

В 19781979 Турцию приглашали вступить в ЕЭС совместно с Грецией, но она отказалась.

После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека.

В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.

Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Кипр, который в мае 2004 вступил в Евросоюз. В 1974 Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной — греческой части.

С другой стороны, Турция расширит внутренний рынок ЕС и предоставит квалифицированную рабочую силу европейским компаниям, страдающим от стремительного старения коренного населения. К 2014, по данным ВВС, четверть населения Турции окажется моложе 14 лет.

См. также Править

Шаблон:Wikinewscat

Ссылки Править

Примечания Править

  1. Христианские общины включают 90 приходов Константинопольского патриархата православных греков (75 — в Стамбуле, 8 — на о. Гекчеада, 6 — в г. Хатай, 1 - на о. Бозджаада, 55 общин армянских православных (45 — в Стамбуле, 7 — в г. Хатае и по 1 — в гг. Мардин, Диярбакыр, Кайсери), 60 общин православных ассирийцев, болгар, арабов и грузин-католиков, 52 общины различных протестанских направлений.
http://www.regions.ru/news/2043307/

Шаблон:Geo-stub

Шаблон:Тюркские страны Шаблон:Европа Шаблон:Азия Шаблон:Юго-Западная Азия Шаблон:Средиземноморье Шаблон:ОИК Шаблон:ОЭСР Шаблон:НАТО

Также на Фэндоме

Случайная вики