Фэндом

История Вики

Узбекистан

1620статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Портал

Республика Узбекистан
O‘zbekiston Respublikasi
Шаблон:Флаг Узбекистана Герб Узбекистана
Флаг Узбекистана Герб Узбекистана
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «Национальный Гимн Узбекистана»
Дата независимости 1 сентября 1991 (от СССР)
Официальный язык Узбекский
Столица Ташкент
Крупнейшие города Ташкент
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Ислам Каримов
Шавкат Мирзияев
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
55-я в мире
447 400 км²
4,9
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
42-я в мире
26 851 195
60 чел./км²
ВВП
  • Итого (2004)
  • На душу населения
74-я в мире
45,8 млрд. $
1705 $
Валюта Узбекский Сум
(UZS, код 153)
Телефонный код +998

Узбекиста́н (Шаблон:Lang-uz), официальное название Респу́блика Узбекиста́н (Шаблон:Lang-uz) — не имеющее выхода к морю государство в центральной части Средней Азии. Граничит на севере и западе с Казахстаном, на юге с Туркменистаном и Афганистаном, на востоке с Таджикистаном и Киргизией.

Города: Андижан, Бухара, Газли, Каракуль, Карши, Коканд, Навои, Наманган, Нукус, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Учкудук, Фергана.

История Править

Основная статья: История Узбекистана

Территория Узбекистана была населена со второго тысячелетия до н.э.. Об этом свидетельствуют археологические находки инструментов труда и памятников в Фергане, Ташкенте, Бухаре, Хорезме, Самарканде.

Первые цивилизации, появившиеся на территории современного Узбекистана были Согдиана, Бактрия и Хорезм. Территории этих государств стали частью Персидской империи в 6-м столетии до н.э., отныне становясь частью Персии в течение столетий. Фактически, персидская культура сохранена в Узбекистане даже сегодня.

Александр Великий завоевал Согдиану и Бактрию в 327 г до н.э., женился на Роксане, дочери местного правителя Согдианы.Сопротивление захватчикам было ожесточённым, заставляя армию Александра задержаться в области.

В 1300-х, Тимур (1336 - 1405), известный на западе как Тамерлан, пересилил Монголов и построил империю. В своих военных походах Тамерлан достиг значительных успехов. Он нанёс поражение войскам Османского Императора Баезида I. Это была единственная война в истории, когда одно Тюркское государство воевала против другого Тюркского государства. Тамерлан построил столицу империи в Самарканде. Сегодня Тамерлан рассматривается, как один из самых больших героев Узбекистана.

Вслед за падением Империи Тимуридов, кочевники завоевали область.

В XIX-м столетии, Российская Империя начала расширяться, распространяя своё влияние на Центральную Азию.

К началу XX века, Центральная Азия находилась в руках России и несмотря на некоторе сопротивление большевикам,в начале становления советской власти, Узбекистан и остальная часть Центральной Азии стали частью Советского Союза.

Узбекистан обрёл независимость в 1991 г. Декларация о независимости принята 31 августа 1991 г. День Независимости отмечается 1 сентября. В последующей этнической напряженности, более двух миллионов русскоязычного населения покинули Узбекистан.

Политика Править

Политическое устройство Править

Согласно Конституции, Узбекистан — светское демократическое государство.

Глава государства — президент.

Законодательный орган — Олий Мажлис, который делится на Нижнюю или Законодательную палату и Верхнюю или Сенат.

Внутренняя политика Править

См. также статью Вооружённый мятеж в Узбекистане (2005).

В 2005 внутри руководства Узбекистана обострилась борьба за власть. В Ташкенте распространяются слухи о болезни президента Ислама Каримова и о готовности его ближайшего окружения начать схватку за его наследство.

Долгое время основными опорами режима считались Министерство внутренних дел (министр Закир Алматов) и Служба национальной безопасности (Рустам Иноятов). В 2005, однако, Алматов сошёл с политической сцены — вскоре после подавления андижанского мятежа Ислам Каримов вывел внутренние войска из подчинения МВД, передав их СНБ. Закир Алматов выехал в Германию на лечение, а в декабре 2005 г., в связи с угрозой судебного преследования в ФРГ, вернулся на родину и ушёл на пенсию. Это нарушило баланс силовых структур и повысило уязвимость президента — тем более, что, по одной из существующих версий, андижанские события были спровоцированы одной из соперничающих спецслужб.

Ещё с лета 2005 г. Ислам Каримов стал всё чаще указывать на необходимость создания международных сил быстрого реагирования, которые бы можно было использовать для подавления восстания или мятежа в той или иной стране. Именно эта мысль легла в основу договора о союзнических отношениях, подписанного в октябре 2005 Россией и Узбекистаном.

Узбекские власти также выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Внешняя политика Править

Смотрите полную статью Внешняя политика Узбекистана.

География Править

Файл:Uz-map.png
Основная статья: География Узбекистана

См. также Города Узбекистана.

Административно-территориальное деление Править

Файл:Uzbekistan provinces.png

Основная статья: Административное деление Узбекистана.

Узбекистан делится на 12 вилоятов (viloyatlar, в ед.ч. — viloyat) , 1 автономную республику* (respublika) и 1 город** (shahar):

Экономика Править

Основная статья: Экономика Узбекистана

В структуре ВВП значителен вес сельского хозяйства — 38 %

26 % приходится на промышленность

36 % на сферу услуг.

В 2004 ВВП вырос на 4,4 %, страна занимает второе место в мире по экспорту хлопка.

  • 44 % трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве
  • 20 % — в промышленности
  • 36 % — в сфере услуг.

Уровень безработицы, по официальным данным составляет 0,6 %, (по оценкам международных независимых экспертов 20 %). Значительная часть трудововой нелегальной миграции — гастарбайтеров приходится на Россию. Инфляция продолжает расти, обесценивая национальную валюту сум, из-за недостаточно высокой активности экономики при её большом потенциале и недостаточных рынках сбыта готовой продукции.

Важнейшей сельскохозяйственной продукцией Узбекистана, помимо хлопка, являются фрукты, овощи и зерно (пшеница, рис и кукуруза). Основным энергетическим ресурсом республики является природный газ и уголь.

Узбекистан экспортирует хлопок, золото, минеральные удобрения, металлы, продукцию текстильной и пищевой промышленности, автомобили.

Ввозит преимущественно промышленное оборудование и технику, а также продукты питания, металлы и химикалии. Объём экспорта в 2004 составил 3,7 млрд. долл., импорта — 2,8 млрд. долл.

Население Править

Основная статья: Население Узбекистана

Население более 25,5 млн. человек (на 1 января 2003 года), из них 37 % — городское и 63 % — сельское. См. [1]

Махалля Править

В Узбекистане кроме семьи есть ещё одна ячейка общества — махалля. Так в стране называют соседскую общину. На плечах махалли лежит организация всей повседневной жизни микрорайона или кишлака. Праздники — тоже её забота. Ни одним родителям не под силу без посторонней помощи устроить, например, свадьбу. Ведь на это торжество здесь приглашают по нескольку сотен человек. В современном Узбекистане махалля признана административной единицей и из числа жителей махалли избирается глава махалли, ответственный за происходящее в ней.

Культура Править

Основная статья: Культура Узбекистана

Государственный язык Править

Государственным языком является Узбекский язык. Русский язык используется на бытовом уровне среди русскоговорящих и, как язык межнационального общения в крупных городах. Также широко используется таджикский язык среди таджиков, бухарских евреев и цыган.

Религия Править

Верующие — преимущественно мусульмане — сунниты. Есть православные, католики, адвентисты, иудеи, буддисты.

Смотрите также Править

Ссылки Править

Шаблон:Тюркские страны Шаблон:Азия

Шаблон:ШОС Шаблон:ОИК

Шаблон:Центральная Азия Шаблон:Uzbek-geo-stub

Также на Фэндоме

Случайная вики