ФЭНДОМ

Уманская операция
Дата {{{дата}}}
Место {{{место}}}
Итог {{{итог}}}

Сражение под Уманью (конец июля – начало августа 1941). Произошло в ходе наступления группы армий «Юг» (командующий – Рундшедт) на Западной Украине. Привело к окружению и последующей ликвидации войск Юго-западного (командующий – Кирпонос) и Южного (командующий – Тюленев) фронтов Красной Армии (главномандующий - Маршал Советского Союза С.М.Буденный).

Предшествующие события Править

В первые недели операции "Барбаросса", группа армий «Юг», продвигаясь на восток, заняла города: Львов (30 июня), Тернополь, Винницу и Житомир (10 июля). В процессе наступления были разбиты части 4-го, 15-го и 16-го, а также 9-го, 19-го и 22-го механизированных корпусов Красной Армии, из состава Юго-Западного фронта. Указанные группы корпусов пытались атаковать наступающие войска вермахта в районе г. Дубно, с севера и юга, соответственно. Однако, несмотря на значительно численное превосходство, эти атаки не увенчались успехом. По количеству бронетехники столкновение было сравнимо лишь с битвой под Курском. К 29-му июня сражение было завершено и германские войска продолжили наступление[1].

10 июля Ставка передала общее командование частями Красной Армии, действовавшими на Юго-Западном направлении Буденному. Его задачей была координация действий двух фронтов. Таким образом, под командой Буденного находились войска общей численностью около 1,5 миллионов человек, сосредоточенные в районах Умани и Киева. Однако Буденный едва успел принять командование, как между этими группировками вклинилась 1-я Танковая группа, под командованием Клейста, заняв г. Бердичев (15 июля) и г. Казатин (16 июля). Таким образом, части Клейста оказались к северу от Умани. В то же время с юга Умань обошла 17-я армия вермахта (командующий – ген. Штюльпнагель). Кроме того, с юга, от границы с Румынией на Умань наступала 11-я армия под командованием ген. Шоберта (См. карту Июль-сентябрь 1941).

Действия сторон Править

Ставка и командование Южным фронтом ошибочно предположили, что немцы намереваются выйти к Днепру между Киевом и г. Черкассы с целью дальнейшего наступления на Донбасс, и недооценили опасность окружения. 28-го июля войска Юго-Западного и Южного фронтов получили приказ отойти на восток, с целью отсечь немцем выход к Днепру. В результате была потеряна возможность избежать окружения путем отхода на юго-восток (См: статью en:Battle of Uman).

2 августа группа Клейста соединились с 17-й армией, замкнув окружение. На следующий день окружение было усилено вторым кольцом, образованным 16-й Танковой дивизией и Венгерским корпусом. К 8-му августа сопротивление окруженных частей Красной Армии, в целом, прекратилось. В окружение попали 20 советских дивизий. По некоторым данным в плен попало около 100 тыс. солдат и офицеров, в том числе 4 командира корпуса и 11 командиров дивизий.

Последствия Править

Точные потери Красной Армии под Уманью неизвестны, но, по оценочным данным, они составили около 200 тыс. убитыми и ранеными и более 100 тыс. пленными. Красная Армия потеряла 317 танков и 1100 единиц артиллерии (См. "Литература", "Окружение под Уманью" (нем.), "Битва под Уманью" (англ.)).

Литература Править

  • Christian Zentner: Der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, Unipart-Verlag 1986. ISBN 3-8118-1761-2

Источники Править

  1. Albert Seaton "Russo German War, 1941-45 (Paperback)", Presidio Press; Reprint edition (June 1, 1993)ISBN-10: 0891414916, ISBN-13: 978-0891414919

См. также Править

Сражение за Киев