ФЭНДОМ

Шаблон:Формы правления Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Форма правления наряду с формой государственного устройства и политическим режимом характеризуют форму государства.

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Различные формы государственного правления Править

Некоторые учёные выделяют другие формы правления, такие, как

Литература Править

  • Хропанюк Н. В. Теория государства и права. М. Изд.: Интерстиль. 2000г.
  • Кашанина Т. В. Основы российского права. М. Изд.: Норма-ИнфраМ 2000г.
  • Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М. Изд.: Зерцало. 1998г.
  • Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. Ч.2. М. Изд.: Манускрипт. 1993 год.
  • Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Ч.2. М. Норма-ИнфраМ. 1998г.
  • Титов Ю. П. История государства и права России. М. Изд.: Проект. 1998 год.
  • Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века. М. Изд.: МГУ. 1997 год.
  • Каддафи М. Зелёная книга. М. Изд.: Международные отношения. 1989г.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики