Фэндом

История Вики

Харьковская народная республика

1621статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Budynok Rad Kharkiv.jpg

Здание Харьковской областной государственной администрации

Харьковская народная республика — самопровозглашённое государство, образованное пророссийскими активистами 7 апреля 2014 года. На следующий день Харьковская республика пала.

История Править

6 апреля на площади Свободы пророссийские митингующие требовали референдум за федерализацию и предоставление русскому языку статуса государственного[1]. В ходе митингов возникла потасовка между ними и 20 активистами Евромайдана (по другим данным — Правого сектора[2]), в результате которой несколько человек получили травмы, а МВД Украины открыло уголовное дело[3]. По данным милиции, в этот день в массовых мероприятиях в Харькове приняли участие около 3 тысяч человек, охрану общественного порядка обеспечивали почти 400 правоохранителей[4]. В ходе дальнейших событий сторонниками федерализации была захвачена областная госудасртвенная администрация, над которой активисты водрузили российский триколор, заменённый потом флагом Харькова[5]. Украинские СМИ сообщали о нападении митингующих на журналистов, которым пришлось из-за этого покинуть площадь[6][7].

7 апреля на Сумской улице прошло два митинга: майдановский и пророссийский. Пророссийские митингующие встали около здания ОГА, часть вновь заняла здание. Инициативная группа активистов подала заявление на имя председателя облсовета Сергея Чернова, в котором призвала созвать внеочередную сессию облсовета[8]. Две центральные станции метро были закрыты[9]. Активисты провели «собрание областной громады», на котором было выражено недоверие депутатам Харьковского облсовета и оглашён список тех людей, которые записались в «альтернативные депутаты» и намерены провести сессию, чтобы назначить референдум[10]. Эти «альтернативные депутаты» на ступеньках перед ХОГА приняли присягу[10]. По сообщениям СМИ, они «взяли на себя все полномочия государственных институтов власти»[11]. В ходе сессии было принято решение о создании суверенного государства «Харьковская народная республика»[11], которое «будет строить отношения с другими государствами в соответствии с международным правом»[10]. Планируется, что решение вступит в силу после утверждения на общеобластном референдуме[10]. Кроме того, было озвучено решение «обратиться к президенту Украины Виктору Януковичу» с просьбой легитимизации собрания и принятых документов, а также к правительству Российской Федерации с просьбой выступить в качестве посредников и обеспечить мирное проведение референдума в Харьковской области. После этого на площади опять начались столкновения между пророссийскими митингующими и представителями Евромайдана, сотрудники милиции вытеснили протестующих из фойе и от крыльца Харьковской облгосадминистрации[12].

Файл:2014. Харьков 081.jpg
Файл:ХОГА после штурма Ягуаром и наемниками 2.JPG

Утром 8 апреля и. о. министра внутренних дел Арсен Аваков заявил о проведении в Харькове антитеррористической операции. В рамках этой операции был перекрыт центр города и станции метро. Силовые структуры заняли здание областной администрации. По заверениям украинских властей, огнестрельное оружие в ходе операции не применялось. Задержано 65 человек[13] (по сообщению А. Авакова — 70)[14], они подозреваются в организации массовых беспорядков[15][16]. В этот же день в городе продолжились акции протеста. Возобновился митинг у здания облгосадминистрации. На соседней с ОГА улице активисты временно блокировали автобус с курсантами внутренних войск[17], пытались раскачивать, кидали в автобус палки и камни, разбили стёкла, вырывали у сидевших внутри щиты[18]. По сообщению начальника Центра общественных связей ГУ МВДУ в Харьковской области Натальи Захаровой, никто из курсантов не пострадал, их пересадили в другой автобус и доставили на дежурство на площадь Свободы[17]. Несколько десятков активистов неудачно попытались занять здание ОГА[19][20]. Рядом со зданием ОГА появились агитационные палатки, в которых всем желающим раздавали листовки и другие материалы в поддержку федерализации[21], при помощи аудиооборудования все желающие могли выступить перед собравшимися[22]. Организован сбор средств на нужды активистов[21]. Вечером того же дня митинг сторонников федерализации в Харькове завершился[22].

Примечания Править

  1. Сепаратисты проводят в Харькове три отдельных митинга. // УНИАН ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 7 апреля 2014.
  2. http://www.topnews.ru/news_id_66833.html
  3. В Харькове открыли уголовное дело по факту столкновения активистов Евромайдана и Антимайдана
  4. Милиция начала уголовное производство по факту стычек в Харькове. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 6 апреля 2014.
  5. Дубль на площади Свободы (фото)
  6. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок .D0.A3.D0.9D6 не указан текст
  7. Митингующие заняли здание обладминистрации в Харькове. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ). Проверено 6 апреля 2014.
  8. http://kharkov.comments.ua/news/2014/04/07/144723.html
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Сепаратисты объявили о создании Харьковской народной республики. // «Обозреватель» ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  11. 11,0 11,1 Группа депутатов провозгласила Харьковскую народную республику. // ИТАР-ТАСС ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  12. В Харькове после провозглашения республики Аваков заявил об антитеррористической операции
  13. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ria-are не указан текст
  14. В Харькове задержаны более 60 человек. // Интерфакс ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  15. МВД Украины: в Харькове проходит антитеррористическая операция. // Газета.ру ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  16. Глава МВД Украины обнаружил среди задержанных в Харькове «интересных личностей»
  17. 17,0 17,1 В Харькове устанавливают лиц, закидавших камнями автобус с курсантами ВВ. // Укрінформ ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  18. http://vesti.ua/harkov/46507-vooruzhennye-prorosijskie-aktivisty-napali-na-pravoohranitelej-v-harkove
  19. Пророссийские активисты на митинге в Харькове пытались штурмом взять здание обладминистрации
  20. http://tv.mk.ru/video/6392-v-harkove-russkaya-vesna-prognali-spetsnaz-s-tsentralnoy-ulitsyi.html
  21. 21,0 21,1 Харьковчане по окончании рабочего дня присоединяются к митингу. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  22. 22,0 22,1 Митинг сторонников федерализации в Харькове завершился. // РИА Новости ( {{# iferror {{#ifexpr 2014> 999 and 2014 <10000 <! - есть год четырехзначным числом -> | Ошибка скрипта </ includeonly> ).

Также на Фэндоме

Случайная вики