ФЭНДОМ

Короле́вство Шве́ция
Konungariket Sverige
Шаблон:Флаг Швеции Герб Швеции
Флаг Швеции Герб Швеции
250px
Национальный девиз: «För Sverige i tiden»
Гимн: «Du gamla, Du fria»
Дата независимости Провозглашена в 1515
Признана в 1523
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык Нет
(Шведский язык де-факто)
Столица Стокгольм
Крупнейшие города Гётеборг, Мальмё
Форма правления Конституционная монархия
Король
Премьер-министр
Карл XVI Густаф
Фредрик Рейнфельдт
Гос. религия лютеранство
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
54-я в мире
449 964 км²
8,67
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
84-я в мире
9 001 774
20 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта Шведская крона (SEK)
Телефонный код +46

Короле́вство Шве́ция (Шаблон:Lang-sv) — государство в Северной Европе, член Европейского Союза и Шенгенского соглашения. Конституционная монархия. Не является членом НАТО.

История Править

Основная статья: История Швеции

После таяния ледников территории Скандинавского полуострова стали постепенно заселяться народами, основным занятием которых были охота и собирательство. Заселение началось с южной части полуострова, который со временем оказался поделён на несколько областей влияния, наиболее могущественной из которых оказалась Свеаланд. Королевская власть усилилась в XIV веке, и территории Северной Европы объединились в Кальмарскую унию. Союз распался через некоторое время и, после гражданской войны, к власти в Швеции пришёл король Густав Васа (Густав I).

Файл:Gustav Vasa.jpg

В течение XVII века Швеция была значительной силой в Европе благодаря своей опытной и эффективной армии. В последующее столетие королевству оказалось не под силу удерживать свои обширные завоевания — в результате Великой Северной войны Россия обрела власть в большей части северной Европы и в 1809 г. Швеция потеряла восточную половину своих территорий.

Индустриализация XIX века пришла в Швецию достаточно поздно, начало строительства железных дорог в 1860-х гг. стало важным фактором для развития страны. Начали появляться первые предприятия, в частности, в области электротехники и химии. В 1876 г. была основана всемирно известная компания Ericsson. Швеция сохраняла нейтралитет во время Первой мировой войны. В 1921 г. был принят закон о всеобщем праве голоса и к власти пришло социал-демократическое правительство.

Во время Второй мировой войны Швеции также удалось сохранить нейтралитет и не вступать в военные действия, несмотря на то, что остальные страны Северной Европы подверглись агрессии со стороны Германии (Дания, Норвегия) и Советского Союза (Финляндия). После войны, в 195060-х гг. правительство провело множественные реформы в социальной политике и на рынке труда. Экономический рост этого периода привёл к значительному повышению уровня жизни в стране.

Политика национальной безопасности правительства строилась на той идее, что свобода от каких-либо военных альянсов в мирное время лишь укрепит нейтралитет в случае войны. Позже оказалось, однако, что формальный нейтралитет нисколько не мешает тесному оружейному и техническому сотрудничеству с НАТО.

В 1970-х гг. экономическая ситуация в стране несколько ухудшилась, и весьма острой стала энергетическая проблема. Критика ядерной энергетики привела к запрету парламентом строительства новых реакторов. После падения Берлинской стены в 1989 г. полная независимость Швеции была пересмотрена, и правительство выразило желание вступить в Европейский Союз. Швеция стала членом ЕС в 1995 г.

Политическая структура Править

Файл:Riksdagen-fran-vattnet-2004-05-09.jpg

Глава государства — король. Однако, Швеция является конституционной монархией, поэтому король в настоящее время не имеет власти. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром, который выбирается парламентом — риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года.

5 октября 2006 парламент утвердил кандидатуру нового премьер-министра страны. Им стал Фредрик Рейнфельдт, лидер Умеренной коалиционной партии (УКП) и правого альянса, победившего на парламентских выборах в сентябре 2006. За Рейнфельдта проголосовали 175 из 349 депутатов (169 проголосовали против, 5 отсутствовали).

УКП на прошедших выборах набрала рекордное число голосов — 26,1 %, а возглавляемый им блок в составе четырех партий — 48,1 % голосов.

Фредрик Рейнфельдт сменил Йорана Перссона (Социал-демократическая партия), занимавшего должность премьер-министра на протяжении десяти лет.

Административное деление Править

Швеция разделяется на 21 округ — лен (Шаблон:Lang), во главе каждого из них находится правление лена (Шаблон:Lang), которое назначается правительством. В каждом лене существуют также органы местного самоуправления — ландстинги (Шаблон:Lang), которые избираются местным населением. Каждый лен, в свою очередь, делится на коммуны (Шаблон:Lang), общее количество которых составляет 290 (2004). Существует также исторически сложившееся разделение Швеции на провинции и регионы.

Шаблон:Лены Швеции

Географические данные Править

Файл:Sweden Map RU.gif

Швеция расположена на Скандинавском полуострове в Скандинавии. Граничит с Норвегией на западе, Финляндией на северо-востоке и Данией на юго-западе. Омывается водами Ботнического залива и Балтийского моря. Гряда Скандинавских гор в западной части страны отделяет Швецию от Норвегии.

Несмотря на расположение в северных широтах, Швеция — страна умеренного климата, в основном, благодаря Гольфстриму. В северных частях преобладают таёжные леса (сосна, ель, берёза, осина), южнее — смешанные хвойно-широколиственные, на крайнем юге — широколиственные (дуб, бук). В северных горных районах доминирует субарктический климат. Часть страны расположена за северным полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Воды Балтийского моря и Ботнического залива ещё более смягчают климат в восточных частях.

Южная часть страны заселена наиболее плотно, особенно долина озера Меларен и область около пролива Эресунн.

Средний уровень температур                        
Январь Июль
Мальмё - 0,2°С + 16,8°С
Стокгольм - 2,8°С + 17,2°С
Кируна - 16,0°С + 12,8°С
Средняя продолжительность светового дня
Январь Июль
Мальмё 7 часов 17 часов
Стокгольм 6 часов 18 часов
Кируна 0 часов 24 часа

Экономика Править

Файл:1 Krona 2001.jpg
Основная статья: Экономика Швеции

Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий, и всеобъемлющего социального обеспечения. Страна обладает современной инфраструктурой, превосходными внутренними и внешними коммуникациями и высококвалифицированной рабочей силой. Главными ресурсами экономики являются лес, гидроэнергия и железная руда. Экономика ориентирована преимущественно на внешнюю торговлю.

Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson AB, Alfa Laval Group, IKEA, из них примерно половину составляет машиностроение. В сельском хозяйстве производится лишь 2 % ВВП.

Стремление правительства к строгой финансовой дисциплине привело к профициту бюджета в 2001 г., в 2002 г. он сократился вдвое по причине глобального экономического спада, уменьшения доходов и увеличения расходов.

Центральный банк Швеции (Шаблон:Lang) стремится к поддержке стабильного курса валюты и удержанию инфляции на уровне 2 %.

Рост ВВП в 2005 составил 2,7 % (в 2004 — 3,7 %). Начиная с 2001 г. в стране растёт безработица, которая в марте 2005 составила, по официальным данным, 5,5 %.

Связь и транспорт являются наиболее важными составляющими общей инфраструктуры страны.

Население Править

Основная статья: Население Швеции

Кроме шведов в Швеции проживает более 17 тыс. саами, более 50 тыс. коренных финнов, а также более 450 тыс. этнических финнов, иммигрировавших в страну в течение XX века, а также их потомков.

До Первой мировой войны шведская нация была преимущественно нацией эмигрантов. Ситуация изменилась после Второй мировой войны; сейчас около 12 % населения родились за границей и примерно пятая часть населения являются иммигрантами, либо их потомками. Наибольшее число иммигрантов переселилось в Швецию из Финляндии, бывшей Югославии, Ирака, Ирана, Норвегии, Польши и Дании. Демографическая ситуация отображает миграцию между странами Северной Европы, ранние периоды трудовой иммиграции и поздние периоды переселения беженцев и их семей.

Большинство населения (79 %) принадлежит Церкви Швеции — лютеранской церкви, отделённой от государства в 2000 г. Также присутствуют католики, православные и баптисты. Часть саами исповедуют анимизм. Вследствие иммиграции в стране появились представители ислама.

Языком де факто является шведский, принадлежащий группе германских языков, родственный норвежскому и датскому языкам, от которых отличается произношением и орфографией. В стране, однако, отсутствует официальный язык — поскольку шведский занимает доминирующее положение, то никогда не поднимался вопрос о признании его официальным.

Языками национальных меньшинств признаны саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш. Первые три из них могут использоваться в государственных и муниципальных учреждениях, судах, детских садах и домах престарелых в некоторых частях лена Норрботтен.

Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 78 лет, у женщин — 82 года.

Культура Править

Основная статья: Культура Швеции

Музыка Править

Наиболее известные музыкальные группы (в жанре популярной музыки) Швеции включают ABBA, Europe, Roxette, Ace of Base, E-Type, Army of Lovers и The Cardigans.

Некоторое число шведских музыкальных групп, делающих меньший акцент на популярную музыку, стали довольно известными в последние годы. К таким группам можно отнести The Hives, Refused, Millencolin, The (International) Noise Conspiracy, Sahara Hotnights, The Hellacopters, The Soundtrack of Our Lives, Kent, Infinite Mass, Timbuktu и Looptroop.

На сцене андеграундной музыки Швеция известна своими death metal- и black metal-группами Bathory, Meshuggah, The Haunted, Opeth, Soilwork, Arch Enemy, Dark Tranquillity, Naglfar, Marduk, Dark Funeral, In Flames и Vintersorg, Tiamat, а также основателями жанра sympho-metal, группой Therion.

Кинематограф Править

В XX веке культура Швеции была отмечена пионерскими работами Морица Стиллера и Виктора Шёстрёма в области кинематографа. В 195080-х режиссёры Ингмар Бергман и Бу Видерберг получили премии «Оскар» американской Киноакадемии, а актрисы Грета Гарбо, Сара Линдер, Ингрид Бергман и Анита Экберг сделали карьеры за границей. В последнее время фильмы Лукаса Мудиссона получили международное признание.

Литература Править

Всемирно известные шведские авторы включают Карла Линнея, Эмануэля Сведенборга, Августа Стриндберга, Сельму Лагерлёф, Вильхельма Муберга, Харри Мартинсона, Тумаса Транстремера и Астрид Линдгрен.

Различные вопросы Править

Ссылки Править

Шаблон:Wikiatlas

Шаблон:Европа Шаблон:Евросоюз

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики