Фэндом

История Вики

Ядерная гонка

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Файл:Диаграмма ядерной гонки.png

«Ядерная гонка» — противостояние между СССР и США за превосходство в области ядерного оружия в период Холодной войны. В течение Холодной войны и некоторые другие страны занимались разработкой ядерного оружия, но ни одно государство не производило его в таких масштабах, в каких это делали две супердержавы. Иногда ядерной гонкой называют противостояние между Индией и Пакистаном в конце 90-х.

Вторая Мировая война Править

Впервые ядерное оружие было создано в США в ходе проекта «Манхэттен» с целью применения во Второй Мировой войне против стран «Оси». Советские ученые были в то время весьма далеки от создания бомбы, хотя и вели некоторые исследования в этом направлении. Несмотря на то, что СССР был тогда союзником США по антигитлеровской коалиции, Сталин не был информирован о работах, ведущихся в США, вплоть до Потсдамской конференции. Американцы опасались доверить секрет бомбы Советскому Союзу, будучи не до конца уверенными в том, что информация не попадет к немецким шпионам.

Тем не менее, агентура НКВД в США подробно информировала Сталина о всех работах над программой. Когда наконец советский вождь был проинформирован о ядерных исследованиях самим Гарри Труманом, последний был удивлен, сколь спокойно Сталин отреагировал на это, и подумал даже, что он его не понял. На самом же деле, проект "Манхэттен" был настолько засекречен, что Труман сам не знал о нем до того, как стал президентом.

В августе 1945 Труман отдал приказ на бомбардировку двух японских городов: Хиросимы и Нагасаки. Вероятнее всего, поступок был мотивирован желанием скорее закончить войну, так как испытания уже были проведены за 2 месяца до этого.

Холодная война Править

В первые годы после окончания войны США были единственным «ядерным государством» в мире. Руководство США ошибочно полагало, что Советский Союз очень далек от создания собственной бомбы. Тем временем США пытались извлечь как можно больше пользы из своего временного превосходства. В частности, имели место попытки с помощью шантажа договориться со Сталиным по таким вопросам, как Берлин и Чехословакия. В этой ситуации советский лидер решил, что только из-за этого США не рискнут развернуть новую войну против советского народа - освободителя Европы.

Тем временем в СССР активнейшим образом велись разработки по созданию собственной атомной бомбы. Во время войны исследования ограничивались из-за нехватки урана, но поставки из Восточной Европы теперь решали эту проблему. Для физиков создали все условия, чтобы максимально ускорить темп работ. Куратором всех работ стал нарком внутренних дел Лаврентий Берия. Работу советских ученых проверяли с помощью информации, присланной агентурой из США.

В Соединенных Штатах полагали, что у СССР не будет атомного оружия как минимум до середины 50-х, когда 29 августа 1949 работа советских физиков-ядерщиков закончилась триумфальным успехом, потрясшим весь мир. Бомбу, взорванную в этот день, на Западе прозвали "Джо-1". Началась ядерная гонка.

Вкладывались колоссальные средства в совершенствование качества оружия и увеличение его количества. Обе нации быстро приступили к разработке термоядерного оружия. США взорвали такое устройство 1 ноября 1952. Вновь удивив всех, Советский Союз произвел термоядерный взрыв всего через 8 месяцев. Советская водородная бомба была почти полностью продуктом собственной разработки, так как шпионаж в США результатов не принес.

Активно велись разработки и по средствам доставки ядерного оружия, в первую очередь ими были стратегические бомбардировщики. В этой области США начали работать с явной форой, но появление реактивных самолетов-перехватчиков свело американское преимущество на нет. В начале 50-х ВВС США были представлены реактивные бомбардировщики B-47 и B-52, способные проникнуть в воздушное пространство СССР.

Во второй половине 50-х в СССР была разработана первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. 4 октября 1957 эта ракета вывела в космос первый искусственный спутник Земли. Советский лидер Никита Хрущев лично предпочитал самолетам ракеты, что способствовало лидерству СССР в ракетостроении. Первая американская МБР была запущена 31 октября 1959.

Велись разработки и защитных систем. Строились радары, позволявшие обнаруживать подлетающие вражеские ракеты. Разрабатывались системы противоракетной обороны. В обеих странах рыли грандиозные бункеры для высшего руководства на случай конфликта, а также бомбоубежища для гражданского населения.

Разрядка Править

Вскоре ядерные арсеналы по обе стороны железного занавеса достигли таких размеров, что война казалась уже неизбежной. После разрешения Карибского кризиса человечество вступило в новую стадию развития. Страх перед взаимным уничтожением, экономические проблемы, связанные с гонкой вооружений позволили запустить процесс разрядки. К счастью, СССР и США, наученные опытом начала 60-х сумели договориться о некоторых положениях, ограничивающих рост ядерных арсеналов. Были подписаны договоры ОСВ-I и ОСВ-II, о запрещении ядерных испытаний, об ограничении систем ПРО.

Но даже несмотря на это, ядерные запасы продолжали расти. Были разработаны системы ракет с разделяющимися головными частями. Обе страны по-прежнему были способны уничтожить друг друга несколько раз.

"Звёздные войны" Править

С уходом Картера с поста президента, Соединенные Штаты во главе с Рональдом Рейганом отказались от концепции разрядки и вновь стали возвращаться к гонке вооружений, разработав систему СОИ — Стратегической оборонной инициативы, противоракетной системы космического базирования. В мире эта программа более известна под названием «Звёздные войны». Навязанный Советскому Союзу Рейганом новый виток ядерной гонки поставил экономику СССР на грань катастрофы. После длительных переговоров с Горбачевым Рейган согласился вернуться к сокращению арсеналов, но от СОИ так и не отказался. Впрочем, уже через несколько лет работы по программе были прекращены в связи с окончанием Холодной войны.

После Холодной войны Править

С окончанием Холодной войны расходы на ядерный арсенал стали резко сокращаться, особенно в России. Темп разработки новых систем заметно уменьшился. Тем не менее, и в США, и в России ядерные запасы по-прежнему измеряются тысячами боеголовок. В США была запущена масштабная программа по утилизации ядерного оружия.

После окончания Холодной войны такие же огромные суммы денег, которые вкладывались в разработку ядерного оружия, теперь вкладываются в программы по восстановлению экологического ущерба, нанесенного ядерным противостоянием. Символично, что большинство заводов по производству ядерного оружия были переоборудованы в заводы по утилизации того же оружия.

Россия же столкнулась с дополнительными трудностями, связанными с распадом СССР. Кроме РСФСР, Советское ядерное оружие размещалось еще в некоторых республиках (Беларусь, Казахстан, Украина). Под международным давлением (фактически, США и России) эти государства согласились на вывоз хранившихся у них ядерных зарядов в Россию и под гарантии собственной безопасности от Западных стран отказались от претензий на членство в ядерном клубе.

Индия и Пакистан Править

Основные ядерные взрывы Править

Общая хронология гонки ядерных вооружений. Мощность взорванных устройств указана в килотоннах тротиллового эквивалента.

Дата Название Мощность, кт Государство Значение
16 июля 1945 Троица 19 Flag of the United States.svg США Первый атомный взрыв
6 августа 1945 Малыш 15 Flag of the United States.svg США Бомбардировка Хиросимы
9 августа 1945 Толстяк 21 Flag of the United States.svg США Бомбардировка Нагасаки
29 августа 1949 Джо-1 22 Flag of the Soviet Union.svg СССР Первый атомный взрыв в СССР
3 октября 1952 Ураган 25 Flag of the United Kingdom.svg Великобритания Первый атомный взрыв в Великобритании
1 ноября 1952 Иви Майк 3,100 Flag of the United States.svg США Первый экспериментальный взрыв термоядерного устройства
12 августа 1953 Джо-4 400 Flag of the Soviet Union.svg СССР Первый взрыв боевого термоядерного устройства
1 марта 1954 Касл Браво 15,000 Flag of the United States.svg США Самый мощный взрыв в США
8 ноября 1957 Схватка X 1,800 Flag of the United Kingdom.svg Великобритания Первый термоядерный взрыв в Великобритании
13 февраля 1960 Голубой тушканчик 60 Flag of France.svg Франция Первый атомный взрыв во Франции
31 октября 1961 Царь-бомба 50,000 Flag of the Soviet Union.svg СССР Взрыв самой мощной термоядерной бомбы в истории
16 октября 1964 596 22 Flag of the People's Republic of China.svg КНР Первый атомный взрыв в Китае
17 июня 1967 Тест 6 3,300 Flag of the People's Republic of China.svg КНР Первый термоядерный взрыв в Китае
24 августа 1968 Канопус 2,600 Flag of France.svg Франция Первый термоядерный взрыв во Франции
18 мая 1974 Улыбающийся Будда 12 22x20px Индия Первый атомный взрыв в Индии
28 мая 1998 Чагаи-I ~9 22x20px Пакистан Первый атомный взрыв в Пакистане
9 октября 2006 Квандай-ри 15-20 Flag of North Korea.svg КНДР Первый атомный взрыв в Северной Корее

Шаблон:Холодная Война

Шаблон:History-stubar:سباق التسلح النووي

Также на Фэндоме

Случайная вики