ФЭНДОМ

Я́дерный парите́т — обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, бо́льшей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

США Править

Массированное возмездие Править

США первыми разработали ядерное оружие, и единственными применили его 6 и 9 августа 1945 года. Доминировавший в то время в Европе в военном отношении Советский Союз считался угрозой для западных стран, и было принято решение интенсивно наращивать ядерные силы для возможного крупного удара по СССР. Этот подход был назван «массированным возмездием» (Шаблон:Lang-en) Эйзенхауэром. Однако вскоре развитие арсенала и способов его доставки по обе стороны достигли такого предела, что потребовалась новая доктрина.

Взаимное гарантированное уничтожение — ядерное сдерживание Править

Новая доктрина США была вдохновлена исследованиями Джона Нэша и Томаса Шеллинга в области теории игр, сотрудничества и конфликта. В 60-х годах министр обороны США Роберт Макнамара озвучил термин «гарантированное уничтожение» — по его словам, способность США нанести значительный вред СССР после первого ядерного удара. Впоследствии появился термины «взаимное гарантированное уничтожение» (Шаблон:Lang-en), а также «ядерное сдерживание» (Шаблон:Lang-en), обозначающие ключевой момент стратегии: зная, что даже после успешного первого удара, разрушительный ответный удар неизбежен, разумные противники не пойдут на конфликт.

Данный подход, взятый на вооружение обеими сторонами, успешно предотвратил ядерную войну и большинство ядерных конфликтов в XX веке. Недостатки подхода проявились во время Карибского кризиса, произошедшего во времена значительного перевеса ядерных сил США, а также ряда cлучаев ложного срабатывания СПРН.

В конце холодной войны был принят и выполнен ряд соглашений о количественном сокращении ядерных сил (см. Разоружение ниже), однако до последнего времени их у США и России по-прежнему хватало для взаимного уничтожения.

Современная доктрина Править

В настоящее время США приняли и активно следуют доктрине абсолютного военного доминирования над потенциальными противниками, исключающей не только паритет, но саму возможность достижения паритета в будущем. Стратегия национальной безопасности, принятая в 2002 году администрацией Джорджа Буша, гласит: [1]

Наши вооруженные силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединенных Штатов.

Также в 2002 году США вышли из договора об ограничении систем противоракетной обороны, принятого в 1972 году для ограничения гонки вооружений. Некоторые американские эксперты указывают на то, что дорогостоящие современные разработки ПРО не в состоянии защитить от первого удара, и следовательно, могут быть полезны США только в качестве защиты от ответного удара. [2]

СССР и Россия Править

В СССР официальная точка зрения с самого начала гонки вооружений объясняла развитие ядерных сил необходимостью сдерживания агрессии недосягаемых для наземных сил США.

Ядерный паритет Править

С самого появления ядерного оружия СССР стремился развить ядерные силы, сопоставимые с американскими. СССР вторым испытал ядерную бомбу 29 августа 1949 года, и первым — готовую водородную 12 августа 1953 года. Ценой крупных усилий примерный паритет был достигнут к началу семидесятых годов. Термин «ядерный паритет» был распространён в основном в СССР, так как доктрины США делали упор либо на превосходстве, либо на гарантированном втором ударе.

Разоружение и разумная достаточность Править

Постепенно с развитием вооружений и количественным сокращением армии — и особенно после достижения ядерного паритета — в СССР становится общепринятой официальная позиция «борьбы за разоружение». Был принят ряд ключевых международных договоров, ограничивающих развитие ядерного оружия при сохранении паритета, в том числе:

За ОСНВ-1 и развалом СССР последовал ряд дополнительных договоров, количественно ограничивающих арсенал России и США.

Современная доктрина Править

Официальный документ «Военная доктрина Российской федерации», принятый 21 апреля 2000 года, содержит следующие фразы: [3]

  • Россия «сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников»
  • «готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе… до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности»

В комментариях Министерства обороны указывается, что «сдерживание будет основываться на их (сил) способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии». [4]

В действительности, на 2006 год прослеживаются сложные тенденции, которые позволили ряду экспертов поставить под сомнение способность России ответить значительным ущербом на первый удар, провозгласив ядерное доминирование США. [5]

Другие государства Править

Понятие «ядерный паритет» применяется в основном к СССР/России и США с их союзниками. До сих пор ядерный арсенал ни одной страны (включая Китай) не может сравниться с запасами этих стран. Остальные ядерные державы периодически пропагандируют свои ядерные возможности в политических целях с ограниченными региональными последствиями.

См. также Править

Ссылки Править

de:Mutual assured destructionhu:MADja:相互確証破壊 nl:Mutually assured destruction no:Terrorbalansesimple:Mutual assured destruction sv:Mutual assured destruction tr:Dehşet Dengesi zh:相互保證毀滅