ФЭНДОМ

Шаблон:Персона

Зелимха́н Абдулмусли́мович Яндарби́ев (12 сентября 1952 — 13 февраля 2004) — чеченский писатель, политический и общественный деятель. В 19961997 годах исполнял обязанности президента непризнанной Чеченской Республики Ичкерия. Участвовал в боевых действиях на стороне сепаратистов.

Общая биография Править

Родился 12 сентября 1952 года в Казахстане (выходец из тейпа Келой). Позже переехал в Чечню, в своё родовое селение Старые Атаги. В 17 лет начал работать разнорабочим и каменщиком. В 1972 году был призван на службу в армию СССР.

После демобилизации два года работал помощником бурильщика на буровой. Одновременно поступил на заочное отделение философского факультета Чечено-Ингушского государственного университета, который окончил в 1981 году.

После окончания университета работал корректором, а затем начальником производственного отдела Чечено-ингушского книжного издательства.

В 19851986 годах занимал должность председателя Комитета пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР.

С 1989 работал литературным консультантом в Союзе писателей ЧИАССР, с этого же времени являлся Председателем политической организации чеченского общества «Барт» («Согласие»).

В период перестройки занялся общественно-политической деятельностью в Чечено-Ингушской СССР. После провозглашения независимости Чечни, принял активное участие в сепаратистском движении.

Был женат, имел двоих детей. Старший сын — Дауд.

Литературная деятельность Править

В период 19811983 издал первые два сборника стихов «Сажайте, люди, деревца» (1981), «Знаки зодиака» (1983) и повесть «Время расплаты» (1983).

В это же время стал членом и руководителем литературного кружка «Пхьармат» («Прометей») в Грозном, где, по его словам, «писал стихи на вайнахском языке, что само по себе уже было явлением антисоветским».

В 1984 году вступил в Союз писателей ЧИ АССР. В 1985 году — в Союз писателей СССР.

В 1986 году был назначен главным редактором детского журнала «Радуга». В этом же году вышел сборник его стихов «Сыграйте мелодию» и в местном драмтеатре была премьера его пьесы «Не приведи Господь».

В 19871989 годах учился в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Горького.

В 1990 году был опубликован четвёртый сборник его стихов «Жизнь права».

В 1996 во Львове была издана книга его мемуаров «Чечения — битва за свободу» Шаблон:Ref.

В 1997 году в дагестанском книжном издательстве «Юпитер» вышла пятая книга его стихотворений «Письмена на грани жизни» (Шаблон:Lang-ce).

Другие книги Яндарбиева, изданные в различные годы или не изданные: «В преддверии независимости», «Джихад и проблемы современного мира» Шаблон:Ref (Габала, 2000), «Чей Хилафат?» (Габала, 2001), «Истинный лик терроризма» (2003), поэтические сбоники «Баллада о Джихаде» (2003), «Галерея памяти» (2004).

Стихи и книги Яндарбиева были переведены на более чем 40 языков.

Политическая деятельность Править

В мае 1990 года организовал и возглавил Вайнахскую демократическую партию (ВДП), целью которой было «создание независимого демократического государства». После образования Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) в ноябре 1990 года стал заместителем Председателя исполкома ОКЧН (председателем был избран Джохар Дудаев).

В 19911993 годах был депутатом парламента ЧРИ первого созыва, возглавлял Комитет по СМИ и свободе слова. Выступал как последовательный и жесткий сторонник независимости Чечни от Российской Федерации.

В 1992 году возглавил делегацию парламента Ичкерии на переговорах с делегацией Верховного совета РСФСР.

В апреле 1993 года поддержал решения президента Джохара Дудаева о роспуске парламента, конституционного суда ЧРИ и Грозненского городского собрания.

17 апреля 1993 года указом Дудаева назначен вице-президентом Ичкерии, занимался в основном идеологическими вопросами. В должности вице-президента посещал Литву и Грузию.

1 октября 1993 года на него было совершено покушение — когда Яндарбиев выходил из машины возле своего дома, неизвестные выпустили в него две гранаты из подствольного гранатомета. По счастливой случайности никто при этом не пострадал.

После начала Первой российско-чеченской войны принимал участие в боевых действиях на стороне сепаратистов. В середине января 1995 года руководил обороной центральной части Грозного.

22 апреля 1996 года, в связи с гибелью Джохара Дудаева, будучи вице-президентом ЧРИ стал исполняющим обязанности президента Чеченской Республики Ичкерия. Одновременно стал верховным главнокомандующим вооружёнными силами ЧРИ.

28 мая 1996 года возглавлял чеченскую делегацию на российско-чеченских переговорах в Москве (с российской стороны переговоры возглавлял Борис Ельцин). В результате переговоров было подписано соглашение «О прекращении боевых действий в Чечне с 1 июня» (вскоре соглашение было нарушено обеими сторонами).

В начале августа 1996 года под политическим руководством Яндарбиева боевики осуществили штурм Грозного. 16 августа 1996 года Яндарбиев и секретарь Совета безопасности РФ генерал Александр Лебедь объявили о создании наблюдательной комиссии для контроля за выполнением условий прекращения огня.

3 октября 1996 года возглавлял чеченскую делегацию на очередных переговорах в Москве (российскую делегацию возглавлял Виктор Черномырдин).

После избрания в 1997 году президентом Ичкерии Аслана Масхадова примкнул к национал-радикальному крылу оппозиции, которое возглавлял Салман Радуев. Позже поддерживал оппозиционный Совет командующих, созданный Шамилем Басаевым и его сторонниками. Критиковал Масхадова за мягкость в отношениях с Россией и нежелание в полной мере внедрять в Чечне шариат.

Считался одним из идеологов вторжения исламских боевиков в Дагестан в августе 1999 года. В октябре 1999 года был назначен Масхадовым личным посланником президента ЧРИ и полномочным представителем Ичкерии в мусульманских странах.

В январе 2000 года был дополнительно назначен представителем ЧРИ в Афганистане. Сумел договориться с лидерами движения Талибан об официальном признании Афганистаном суверенитета ЧРИ [1].

Некотрое время жил в Объединенных Арабских Эмиратах, но большую часть времени ездил по разным странам Ближнего Востока, пытаясь найти политическую поддержку для сепаратистов.

11 ноября 2002 года подал в отставку со всех официальных должностей Шаблон:Ref в связи с несогласием со внешнеполитическим курсом ЧРИ (в частности, с осуждением захвата заложников в Москве 23-26 октября, которое высказал Масхадов Шаблон:Ref). С 2003 года постоянно проживал в Катаре, где был объявлен личным гостем эмира.

Гибель Править

13 февраля 2004 года Зелимхан Яндарбиев был убит в результате подрыва его автомобиля, когда он возвращался домой после пятничной молитвы в центральной мечети Дохи. Взрывное устройство было заложено под днище его личного джипа. В момент взрыва вместе с Яндарбиевым в салоне автомобиля находились его 13-летний сын Дауд (получил тяжелые ранения) и два охранника.

По обвинению в организации этой акции были арестованы и приговорены к пожизненному тюремному заключению два сотрудника российского посольства, известные как Анатолий Белашков и Василий Богачев (возможно, это вымышленные имена). Однако МИД России в конце 2004 года удалось добиться их экстрадиции в РФ в рамках соглашения о передаче осужденных для отбывания наказания в России; 23 декабря 2004 года они прибыли в Россию и были встречены с воинскими почестями. Их дальнейшая судьба неизвестна; по словам руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Ю. Калинина, он не располагает данными о их местонахождении.

Ссылки Править

Книги Править

Интервью и заявления Править

  | Ошибка скрипта </ includeonly> ).
  | Ошибка скрипта </ includeonly> ).

Предшественник:
Джохар Мусаевич Дудаев
И. о. президента Ичкерии
19961997
Преемник:
Аслан Алиевич Масхадов

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики