Фэндом

18 марта — 77-ой день года (78-ой в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 288 дней.

Шаблон:Календарь на март

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 18 марта

  • День Парижской Коммуны (с 20 февраля 1872).
  • Международный день музеев.
  • Аруба: день флага и гимна.
  • В России день налоговой полиции. Установлен Указом и.о. Президента В. В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.
  • В Монголии день Монгольского народного войска (до 1991 года — Монгольская народная армия; 21 марта 1921 года под командованием основателя современного Монгольского государства Cухэ-Батора монгольские партизаны в районе города Маймачен (ныне Алта-Булак) нанесли поражение группировке китайских войск).

Именины Править

События Править

См. также: Категория:События 18 марта

  • 37 — Началось правление римского императораКалигулы.
  • 1229 — Крестоносцами восстанавливается Иерусалимское королевство.
  • 1314 — Состоялся папский суд над Великим магистром Жаком Моле и другими тамплиерами, дожидавшимися этого суда 7 лет. Их осуждают на пожизненное заключение. А великого магистра де Моле и приора Нормандии сжигают на медленном огне.
  • 1584 — Архангельские бабки-колдуньи предрекли смерть Ивану IV 18 марта. Царь повелел привезти их в Москву, запереть и казнить. В этот день царь был здоров и весел, сел играть в шахматы, но вдруг покачнулся, потерял сознание и умер.
  • 1596 — Король Сигизмунд III переносит столицу Польши из Кракова в Варшаву.
  • 1662 — В Париже начала действовать первая служба общественного транспорта — 8-местная карета, претенциозно названная омнибус, что означало — «для всех». Ездила на конной тяге и предназначалась в основном «для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой». Власти вскоре, поразмыслив, людям низкого звания ездить в омнибусах запретили, а новый транспорт тихо увял, лишившись основной массы пассажиров. Вновь омнибус появится в Европе лишь в начале XIX века.
  • 1797 — В России издаётся указ о свободе культов.
  • 1811 — Тверской дворец. Вечером Карамзин читал главы из «Истории государства Российского». Перед ним в кресле сидел Александр I и принц Ольденбургский, на диване — великая княгиня Екатерина. После чтения Карамзин познакомил императора с запиской о зле самодержавия, что сильно рассердило монарха.
  • 1812 — Принятие первой испанской конституции.
  • 1831 — Верховный Суд США постановляет, что индейские племена не имеют права обращения в федеральные суды.
  • 1848 — Венгерский сейм принимает решение о ликвидации крепостного права в Закарпатской Украине.
  • 1850 — Основывается компания «American Express».
  • 1856 — По итогам Крымской войны подписан Парижский мирный договор, в числе прочего предусматривавший возврат Россией Турции крепости Карс в обмен на Севастополь и другие города, занятые союзниками Турции, и объявление Черного моря нейтральным с запретом России и Турции иметь военный флот кроме 10 сторожевых кораблей.
  • 1867 — Заключено соглашение о Сахалине между Россией и Японией о проживании и свободном передвижении по всему острову русских и японцев.
  • 1869 — На заседании Русского химического общества Н. А. МЕНШУТКИНЫМ от имени Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА сделано сообщение об открытом Менделеевым соотношении между свойствами элементов и их атомными весами. Первый вариант таблицы химических элементов, выражавшей периодический закон, Менделеев опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 года многим русским и иностранным химикам.
  • 1871 — 18 марта — 28 мая Парижская Коммуна. В этот день центральный комитет Национальной гвардии публикует прокламацию о создании коммуны.
  • 1891 — Между Парижем и Лондоном установлена телефонная связь.
  • 1892 — Лорд Стэнли учреждает кубок для лучшей хоккейной команды Канады (ныне Кубок Стэнли).
  • 1899 — Американский астроном Пикеринг открывает Феб, спутник Сатурна.
  • 1900 — Основан голландский футбольный клуб «Аякс».
  • 1902 — В Милане впервые записывается на фонограф итальянский тенор Энрико Карузо.
  • 1903 — Роспуск большинства монашеских орденов во Франции.
  • 1904 — Японские войска разбили русскую армию на реке Ялу.
  • 1913 — Во Львове создаётся организация «Украинские сечовые стрельцы».
  • 1915 — Сформирована первая в истории русской армии специальная автомобильная батарея для стрельбы по воздушным целям (зенитная батарея). Батарея формировалась при Офицерской артиллерийской школе в Царском Селе. Командиром назначен гвардии штабс-капитан В. В. Тарновский. 25 марта батарея была отправлена на Северный фронт, формирование батареи дало толчок развитию отечественной войсковой противовоздушной обороны.
  • 1916 — В ходе 1-й мировой войны в районе г. Двинска близ озера Нарочь началась наступательная операция Западного и Северного фронтов (генералы А. Е. Эверт и А. Н. Куропаткин) (Нарочская операция). Завершилась 30 марта. Проводилась по просьбе западных союзников России в связи с их тяжелым положением под Верденом. Операция закончилась неудачей. Однако русские войска на Восточном фронте сковали значительную часть группировки германских войск (до 500 тыс. человек), вынудив германское командование перейти под Верденом к обороне и перебросить свыше четырех дивизий с Западного фронта на Восточный.
  • 1917 — Приказом N 114 по военному ведомству понятие «нижний чин» было заменено на «солдат». Отныне офицеры были обязаны обращаться к солдатам на «вы». Было также отменено титулование офицеров и введено единое для всей армии обращение «господин».
  • 1917 — Начинается всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов.
  • 1917 — В Киеве открывается первая украинская гимназия.
  • 1918 — Страны Антанты заявляют о непризнании ими Брестского договора России и Германии.
  • 1918 — В Бежецке, имея большинство в уездном исполкоме, анархисты взяли власть и создали свое правительство — Совнарком.
  • 1918 — Постановлением Коллегии ВЧК в губерниях и уездах Советской России образовывались Чрезвычайные комиссии. Все войска, находящиеся в распоряжении ЧК, объединялись в Боевой отряд ВЧК. Этим же постановлением при каждом оперативном отделе ВЧК образовывалась наружная разведка.
  • 1918 — Постановление СНК о закрытии московских буржуазных газет «с преданием редакторов и издателей революционному суду и применением к ним самых суровых мер наказания».
  • 1918 — Принято постановление Совнаркома об охране Ясной Поляны и передаче имения в пожизненное пользование С. А. Толстой: «Обратиться от имени Совета Народных Комиссаров к местному Совету с указанием на его государственную обязанность охранять имение Ясное Поляна со всеми историческими воспоминаниями, которые с ней связаны. Постановление местных крестьян, что усадьба находится в пожизненном пользовании Софьи Андреевны, — утвердить».
  • 1919 — Открывается VIII съезд РСДРП(б), который переименует партию в РКП(б) и на котором была принята 2-я программа партии большевиков с курсом на мировую революцию и отмену товарно-денежных отношений. Из речи Ленина на открытии VIII съезда РКП(б): "Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию» (то есть за коммунизм).
  • 1920 — Из речи Ленина на 2-м конгрессе Коминтерна: «В 1921 году исполняется 50-летие великой Парижской коммуны. К этому времени Франция должна стать советской республикой!».
  • 1920 — Декрет ВЦИК, дающий ВЧК право заключать подозрительных лиц, вина которых не доказана следствием, в лагеря принудительного труда на срок не свыше 5 лет.
  • 1920 — Выходит первый номер газеты «Коммунистический труд». Через два года ее переименуют в «Рабочую Москву», в 1939 год она стает «Московским большевиком», а с 1950 год приобретет название «Московская правда».
  • 1920 — В Греции вводится григорианский календарь.
  • 1921 — В Риге подписывается мирный договор между РСФСР и УССР с одной стороны, и Польской Республикой с другой, устанавливающий советско-польскую границу (к Польше отошли Западные Украина и Белоруссия). Мирный договор о прекращении войны и нормализации отношений Договор завершал советско-польскую войну 1920 г. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона». К Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Польше возвращались все военные трофеи, все культурные и научные ценности, вывезенные с ее территории с 1772 г. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей России, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. золотых рублей. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.
  • 1921 — Подавление Кронштадтского восстания советскими войсками под командованием М. Н. Тухачевского, проводилось по плану председателя РВС Республики Л.Троцкого. Антисоветское выступление гарнизона Кронштадта и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота было организовано эсерами, меньшевиками, анархистами при поддержке белогвардейцев и спецслужб иностранных держав и стало одной из попыток применить тактику «взрыва изнутри» советской власти. 2 марта из анархистов, эсеров и меньшевиков был создан «Временный революционный комитет» во главе с С. М. Петриченко. В руках мятежников оказалась главная база Балтфлота. Постановлением СТО от 2 марта в Петрограде введено осадное положение. Назначенный командующим 7-й армией М. Н. Тухачевский провел свои войска к Кронштадту через покрытый льдом Финский залив. В штурме участвовали около 300 делегатов проходившего в это время в Москве Х съезда РКП(б). Мятежники были разгромлены. Руководители и вдохновители мятежа и около 8 тыс. мятежников бежали в Финляндию. Каждого десятого из пленных расстреливают. Большую часть отправят на Соловецкие острова.
  • 1921 — Монгольские партизаны под командованием основателя современного Монгольского государства Дамдины Сухэ-Батора в районе города Маймачен (ныне Алта-Булак) нанесли поражение группировке китайских войск. Позднее было Обращение за помощью к РСФСР и ввод советских войск (В. Блюхер) для борьбы с армией барона Унгерна.
  • 1921 — Китайский пароход «Хон Кох» теряет управление и тонет. Погибают около 1000 человек.
  • 1922Махатма Ганди приговорён английскими колониальными властями к 6 годам заключения «за подстрекательство к мятежу».
  • 1924 — Установлены дипломатические отношения между СССР и Швецией.
  • 1925 — Огромный смерч проносится по трем штатам США. Погибают 695 человек, пострадавших 2 027.
  • 1930 — В США К. Томбо открывает планету Плутон.
  • 1931 — В США компания Schick выпустила в продажу первую электробритву.
  • 1932 — Открылся самый широкий мост в мире — Harbour Bridge, Мост через Сиднейский залив. Его строили шесть лет. ТТХ рекордсмена: Высота: 134 м Длина: 1149 м Заклепок: 6 миллионов, все зафиксированы вручную. Площадь поверхности, требующая окрашивания, равна площади примерно 60 футбольных полей. Общий вес стальной конструкции: 52800 тонн. .
  • 1933 — Начало огневых испытаний двигателя ОР-2 конструкции Ф. А. Цандера на бензине и жидком кислороде с тягой до 50 кгс.
  • 1937Гражданская война в Испании: завершилось сражение под Гвадалахарой, республиканцы (дивизия Листера, 12-я интербригада Мате Залки) разгромили итальянский экспедиционный корпус и заняли г. Бриуэгу, тем самым сняв угрозу окружения Мадрида. Потери итальянцев — около 3000 человек убитыми и пленными, 78 орудий, 500 пулеметов, 10 танков, 200 автомашин.
  • 1937 — На встрече с офицерами НКВД Ежов объявил своего предшественника Ягоду бывшим агентом царской охранки.
  • 1937 — США. Техас. Нью-Лондон. Из-за утечки газа взрывается школа. Погибают 294 человека (дети и учителя).
  • 1938 — В Ленинградской области из летчиков, воевавших в Испании, для выполнения особых задач сформирован 19-й истребительный полк, один из наиболее отличившихся в период Великой Отечественной войны. Полк советских асов участвовал в боях на самых опасных направлениях. За боевые заслуги в 1944 г преобразован в 176-й гвардейский истребительный авиационный полк. Удостоен почетного наименования Проскуровского, награжден орденами Красного Знамени, Кутузова и Александра Невского.
  • 1939 — В результате Мюнхенского соглашения (Великобритания, Франция, Германия, Италия) Венгрия захватывает Южную Словакию и Закарпатскую Украину с согласия Гахи — коллаборационистского президента Чехословакии. Судьба отплатила Гахе тем же: через год он оказался президентом оккупированной страны.
  • 1940 — Во встрече на перевале Бреннер Адольф Гитлер и Бенито Муссолини обсудили вопрос возможности создания союза с СССР.
  • 1942 — С началом войны с Японией 120 тысяч граждан США японской национальности без всяких обвинений сажаются в концентрационные лагеря.
  • 1945 — Англо-американская авиация совершила самый мощный налет на Берлин. 1300 бомбардировщиков в сопровождении 750 истребителей два часа бомбили столицу рейха. Немецкое ПВО могло противопоставить им лишь 28 реактивных истребителей Ме-262.
  • 1945 — Правительство Японии закрыло школы, призвав на военную службу всех детей старше шести лет.
  • 1946 — Принятие Верховным Советом СССР Закона «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.».
  • 1948 — Подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Народной Республикой Болгарией.
  • 1950 — Первый полёт учебно-тренировочного самолёта Ил-28У с двумя турбореактивными двигателями ВК-1. В. К. Коккинаки.
  • 1952 — В Филадельфии впервые вставляются искусственные оптические линзы.
  • 1958 — В Москве открылся первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. Чайковского (начиная со второго конкурса, в программу вошло соревнование виолончелистов, а с третьего (1966) — и вокалистов). Первое место среди пианистов завоевал пианист из США Ван Клиберн. Диплом победителя ему вручил Дмитрий Шостакович, а на заключительном концерте сердечно поздравил сам Никита Хрущев. Среди скрипачей первую премию завоевал скрипач Валерий Климов из СССР.
  • 1960 — В эфир вышла первая передача «Телевизионного клуба кинопутешествий» («Клуба путешественников»). Создателем и первым ее президентом был Владимир Адольфович Шнейдеров, неутомимый путешественник, прошедший и проехавший за свою жизнь более 500 тысяч километров по неизведанным далеким местам, режиссер, основатель жанра экспедиционно-приключенческого художественного фильма. С 1973 года ведущим является Юрий Александрович Сенкевич. Внесена в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейшая программа российского телевидения.
  • 1961 — Состоялся первый полет дальнего сверхзвукового истребителя-перехватчика Ту-128, экипаж М. В. Козлова. Самолет строили до 1971 г, всего было выпущено 198 машин. Это был самый большой в мире (взлетный вес — 43 т) истребитель-перехватчик. На смену Ту-128 пришел МиГ-25.
  • 1963 — На полигоне Капустин Яр состоялся первый успешный пуск твердотопливной БР РТ-1. По твердотопливным боевым ракетам СССР долгое время уступал США, однако, С. П. Королев считал необходимым вести работы и в этом направлении.
  • 1964 — Запуск спутника «Космос-26» для изучения магнитного поля Земли.
  • 1965Советский космонавт, 30-летний майор ВВС Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2» пилотируемого летчиком-космонавтом П. И. Беляевым, «отплыв» от корабля «Восход-2» на один метр. Время пребывания вне космического корабля — 23 минуты 41 секунда. При возвращении в космический корабль возникли трудности, которые были связаны с увеличением размеров скафандра космонавта в вакууме. В условиях дефицита времени космонавту все-таки удалось «протиснуться» внутрь космического корабля. Продолжительность полета экипажа 1 сутки 2 часа. Полет человека над планетой могли наблюдать миллионы телезрителей.
  • 1965 — Пожар в дискотеке «Озон» в пригороде Манилы. Погибают 150 подростков.
  • 1966 — Папа Римский отменяет отлучение от церкви, наложенное на католиков, которые состоят в браке с некатоликами.
  • 1966 — В Москве открылся кинотеатр Госфильмофонда СССР «Иллюзион».
  • 1968 — Журнал «Newsweek» объявляет Джимми Хендрикса «самым эффектным и захватывающим гитаристом мира».
  • 1976 — Постановлением Правительства страны создан Всесоюзный научно-исследовательский институт Гражданской обороны. В 1992 г. Институт преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
  • 1978 — Бывший премьер Пакистана Али Бхутто приговорен к смерти.
  • 1980 — В США вводится запрет на продажу СССР современных технологий.
  • 1980 — На космодроме «Плесецк» при подготовке к пуску на стартовой позиции взорвалась ракета « Восток-2М», в результате чего погибли 48 человек, множество пострадавших.
  • 1989 — Начался грузино-абхазский конфликт. 18 марта 1989 года в селе Лыхны Гудаутского района (древней столице абхазских князей) состоялся многотысячный митинг-сход, участники которого приняли Обращение к руководящим органам страны с требованием вернуть Абхазии статус Социалистической Советской Республики. Это обращение стало поводом для апрельского митинга в Тбилиси в том же году, приведшего к драматичным последствиям.
  • 1992 — В России создаётся Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП).
  • 1993 — В Киеве вручаются первые украинские дипломы кандидатов и докторов наук.
  • 1994Босния и Герцеговина, с одной стороны, и Хорватия, с другой стороны, подписывают Договор о создании федеративного государства боснийских мусульман и хорватов.
  • 1994 — Приземление челнока «STS-62» («Колумбия-16»).
  • 1997 — Черкесск, Россия. Самолет АН-24 теряет высоту и падает в лес. Все 50 человек на борту погибают.
  • 2001 — С плавающей платформы «Одиссей» в Тихом океане успешно запущена российско-украинская РН «Зенит-3SL», доставившая на орбиту американский спутник ХМ-2 Rock.
  • 2004 — В связи с пожаром в Центральном выставочном зале «Манеж» Международная передвижная выставка «Еврографик — Москва 2004 — Мост интеграции европейской культуры» открылась в Московском музее современного искусства. «Еврографик 2004 — Мост интеграции европейской культуры» — это новый проект в жизни Международной Триеннале графики. Составленная и подготовленная благодаря инициативе Международной Триеннале графики г. Кракова, нынешняя выставка призвана объединить художников, работающих в этой технике в Западной, Центральной и Восточной Европе, в том числе в России и Украине. В неё вошло 360 произведений, выполненные несколькими десятками авторов. После экспонирования в Москве выставка будет показана во многих столицах и крупных городах Западной и Центральной Европы. К открытию выставки в Москве подготовлен специальных каталог на русском и английском языках.
  • 2004 — группой «Кирпичи» выпущен пятый альбом под названием [[Let’s rock! (альбом)|«Шаблон:Lang»]].
  • 2007 — Запуск системы оплаты общественного транспорта PASMO в Токио, Япония.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 18 марта

Файл:Arthur-Neville-Chamberlain.jpg

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 18 марта

  • 1314 — Был казнен Жак де Моле, в 1292—1314 гг. магистр ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломона.
  • 1583Магнус (Magnus von Holstein) (р. 1540), король Ливонии (15701577 гг.).
  • 1584Русский царь Иван IV Грозный, (р.  1530). Первый русский царь (с 1547 года) который вошел в историю как один из выдающихся властителей прошлого; при нем начался созыв земских соборов, составлен Судебник, проведены реформы управления и суда, введена и отменена опричнина. Сын великого князя Василия III, Иван Васильевич вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Преемником стал его слабый здоровьем и умом богомольный старший сын Федор, женатый на сестре первого министра боярина Бориса Годунова, который фактически правил страной и был официальным душеприказчиком Грозного.
  • 1745Robert Walpole (Robert Walpole) первый премьер-министр Британии.
  • 1892Чарльз ван Депеле (Charles Van Depoele) (р. 1846), американский изобретатель электрической железной дороги.
  • 1916Василий Иванович Суриков, художник.
  • 1942Наталия Яковлевна Данько, советский скульптор-керамист, создатель фаврфоровых групп и фигурок.
  • 1942 — Федор Ипполитович Щербатской (р. 1866), академик, востоковед-индолог, автор капитальных исследований по буддийской философии («Теория познания и логика по учению позднейших буддистов»).
  • 1964Норберт Винер (Norbert Wiener), американский математик, основатель кибернетики.
  • 1980Григор Вачков (р. 1932), болгарский актёр.
  • 1980 — Эрих Фромм, психиатр.
  • 1980 — Константин Константинович Арцеулов (р. 1891), один из первых пилотов России, впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».
  • 1982Чуйков Василий Иванович, (р. 12.02.1900), военачальник. Маршал Советского Союза (1955), дважды Герой Советского Союза (19.3.1944. 6.4.1945), командующий 62-й армией во время Сталинградской битвы.
  • 1986Бернард Маламуд (Bernard Malamud) (р. 1914), американский писатель.
  • 1994Юрий Катин-Ярцев (р. 1921), советский актёр театра и кино («Приключения Буратино», «Интервенция», «Тот самый Мюнхгаузен»).
  • 1996Лев Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) (р. 1914), русский поэт, переводчик, критик.
  • 1998Хидео Сима (Hideo Shima) японский инженер, разработавший и внедривший конструкцию первого скоростного поезда, соединившего Токио и Осаку.
  • 2001Джон Филлипс (John Edmund Andrew Phillips) (р. 1935), основатель американской группы «The Mamas and the Papas».
  • 2002Дальтон Кэмп (Dalton Kingsley Camp) (р. 1920), канадский писатель.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики