Фэндом

История Вики

5-я танковая дивизия СС «Викинг»

1622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Файл:5divss.gif
Файл:Norske Legion1.jpg
Файл:Frikorps Danmark.jpg
Файл:Finnische Legion1.jpg

5-я танковая дивизия СС «Викинг» (нем. 5. SS-Panzer-Division „Wiking“) или дивизия СС «Викинг» была образована 20 ноября 1940 в качестве дивизии Ваффен-СС. В её состав входили добровольцы из Нидерландов, Бельгии и скандинавских стран.

Развитие дивизии Править

Планировалось, что состоявшая из полков «Нордланд», «Вестланд» и «Германия», дивизия будет носить имя последнего полка. Однако уже при формировании было принято решение присвоить ей название «Викинг».

Первым командиром дивизии стал обергруппенфюрер СС Феликс Штейнер. Штейнер был бывшим служащим рейхсвера и поэтому принадлежал к тем немногим обученным «настоящим» военным, на которых могли опереться Ваффен-СС при создании и организации боевых дивизий.

Долгое время «Викинг» была танково-гренадерской дивизией. Лишь в октябре 1943 года она стала танковой.

Формирование Править

Дивизия была сформирована в апреле 1941 из полков СС «Нордланд» и «Вестланд». В дивизии «Викинг» воевали иностранные добровольцы из, как это называлось на нацистском жаргоне, «расово приемлемых народов» (фламандцы, голландцы, валлоны, датчане, норвежцы и финны). Однако иностранцы составляли лишь около 10 % личного состава дивизии (1000 из 11000). «Викинг» была первой дивизией Ваффен-СС, включавшей в себя иностранцев. Некоторое время дивизионным врачом служил Йозеф Менгеле. В СССР действовала на южном участке фронта: Тернополь, Житомир, Черкассы, Сталино, река Дон. С конца 1941 до весны 1942 вела оборонительные бои по реке Дон и Миус. С июля по ноябрь 1942 воевала на Кавказе, в начале 1943 возвратилась в Ростов. С марта по сентябрь 1943 вела оборонительные бои на Украине, участвовала в боях за Харьков. В октябре 1943 переформирована в моторизованную дивизию СС. Попав в окружение под Черкассами, дивизия потеряла половину личного состава. После доукомплектования воевала в Польше, а в конце 1944 была направлена в Венгрию, где участвовала в наступлении на Будапешт. Боевой путь дивизии закончился 5 мая 1945.

Основные боевые подразделения (на июнь 1944) Править

  • 5-й танковый полк СС
  • 9-й гренадерский полк СС «Германия»
  • 10-й гренадерский полк СС «Вестланд»
  • 5-й танко-разведывательный батальон
  • 5-й полк самоходной артиллерии СС
  • 5-й дивизион полевой артиллерии
  • 5-й зенитно-артиллерийский дивизион
  • 5-й дивизион реактивной артиллерии
  • истребительно-противотанковый батальон
  • батальон связи

Литература Править

  • Fritz Hahl, Mit Westland im Osten (Erlebnisbericht)
  • Hendrik C. Verton, Im Feuer der Ostfront. Ein niederländischer Freiwilliger an deutscher Seite im europäischen Schicksalskampf (Erlebnisbericht; mit einem Vorwort von Erich Mende)

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики