ФЭНДОМ

5 марта — 64-й день года (65-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 301 день.

Шаблон:Календарь на март

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 5 марта

  • США, Иллинойс, День Казимира ПУЛАСКИ.
  • Египетские мусульмане празднуют Вакф ал Арафа.
  • День преподобного Льва. (Православная церковь)
  • Лев Катанский. (Народный календарь)

Именины Править

События Править

См. также: Категория:События 5 марта

  • 1558 — Медик Франсиско Фернандес был послан королём Испании Филиппом II в Мексику для изучения неизвестных европейцам растений и продуктов питания. Эта дата считается днём появления табака в Европе.
  • 1705 — принят Указ Петра I о наборе рекрутов, положивший начало формированию в России регулярной армии.
  • 1711 — учрежден Сенат — высший государственный орган в России (существовал до 1917 года).
  • 1764Екатерина II объявила о передаче церковных земель в собственность русской короны.
  • 1774 — Во дворе парижского Дворца правосудия королевским палачом сожжены мемуары французского драматурга П. Бомарше о произволе судебных органов.
  • 1792 — Революционное правительство Франции закрыло университет Сорбонна и все теологические факультеты в стране.
  • 1820Фаддей Беллинсгаузен после открытия Антарктиды направился в Австралию, чтобы отремонтировать корабли. После необходимых работ он все лето посвятил плаванию в морях Океании, где открыл 17 прежде неизвестных островов.
  • 1844 — Столица Верхней и Нижней Канады перенесена из Кингстона в Монреаль.
  • 1861 — В Прощёное воскресенье 5 марта зачитан по всем российским церквам манифест Александра II об освобождении крестьян.
  • 1868 — В Англии запатентован степлер.
  • 1877 — В Большом театре прошла премьера балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
  • 1882 — Доктор Карл Вельферт совершил полет на дирижабле в Шарлоттенбурге, во время которого безуспешно пытался привести дирижабль в движение с помощью вращаемого вручную воздушного винта.
  • 1901 — В «Церковных ведомостях» объявлено об отлучении Льва Толстого от Русской православной церкви. Решение об этом было принято Святейшим Синодом 15(2) февраля. Характерен ответ Толстого: «…я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал всё, что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения…».
  • 1918 — Центральная Рада приняла закон об административном статусе Киева.
  • 1921 — Советская власть установлена в Цхинвали (Южная Осетия).
  • 1924 — Создана корпорация IBM.
  • 1929 — Создан Запорожский драматический театр.
  • 1930 — В Москве на Арбатской площади открылся первый звуковой кинотеатр «Художественный». На сеансе демонстрировалась звуковая сборная программа 1, составленная кинорежиссёром Абрамом Роомом.
  • 1930 — В Симферополе была закрыта караимская кенасса (по решению местных властей).
  • 1936 — В Москве открылся Центральный детский театр, которым на протяжении многих лет руководила Наталия Сац.
  • 1939Киевскому университету присвоено имя Тараса Шевченко.
  • 1940 — образовано самолетостроительное ОКБ Сухой.
  • 1940 — на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) принято решение предложить НКВД (протокол номер П13/144) рассмотреть дела польских граждан, находящихся в лагерях для военнопленных и применить к ним высшую меру наказания.
  • 1942 — В Куйбышеве впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название Ленинградской. Дирижировал С. Самосуд. 29 марта она была исполнена в Москве, 22 июня — в Лондоне и Ташкенте, 9 июля — в Новосибирске, 19 июля — в Нью-Йорке под управлением Тосканини.
  • 1943 — Первый полёт совершил английский реактивный самолёт Gloster Meteor.
  • 1946 — В Фултоне (шт. Миссури) Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую речь, в которой сказал: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес».
  • 1958 — Основан город Зеленоград (город-спутник Москвы).
  • 1958 — Первый полёт сверхзвукового многоцелевого самолёта ЯК-28.
  • 1959П. А. Флоренский вторично реабилитирован постановлением Архангельского областного суда.
  • 1960 — Фотограф Альберто Корда сделал фотографию Че Гевары, которая разошлась по всему миру (фотограф не получил за неё ни копейки).
  • 1960Элвис Пресли уволен из рядов армии США. Ни до ни после него возвращение к гражданской жизни простого солдата (ставшего, правда, в том же году сержантом) не привлекало такого огромного общественного внимания.
  • 1970 — вступил в силу «Договор о нераспространении ядерного оружия».
  • 1976 — Впервые в истории курс фунта стерлингов по отношению к американской валюте опустился ниже отметки 2 долларов.
  • 1979космический аппарат «Вояджер-1» достиг планеты Юпитер.
  • 1982 — В Голливуде от передозировки наркотиков умер американский актёр Джон Белуши.
  • 1993 — В Латвии введена в обращение банкнота в пять латов.
  • 1997 — Впервые за четверть века Северная и Южная Корея сели за стол переговоров.
  • 1999 — в Санкт-Петербурге парафирован «Договор о делимитации государственной границы и разграничении акваторий между Российской Федерацией и Эстонской Республикой».
  • 2000 — Английские учёные впервые в мире провели успешную операцию по клонированию свиней.
  • 2003Роберт Седракович Кочарян переизбран на посту президента Армении.
  • 2004 — Президент России Владимир Путин подписал Указ о назначении Председателем Правительства РФ М. Е. Фрадкова.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 5 марта

Файл:Gerardus Mercator.jpg

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 5 марта

Приметы Править

  • На Тимофея-весновея тепло у дверей.
  • На Тимофея-весновея весна греет.
  • Cтарики выходят на завалинку греться.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики